Сегодня Проекция расскажет о проекте финского фотографа Хейкки Каски (Heikki Kaski) «Tranquility» (в переводе с англ. – спокойствие, покой), который стал призёром книжной премии Unseen Dummy Award 2013 года, а затем вошел в число финалистов престижного конкурса молодых талантов FOAM Talent 2015 г.
Серия снималась в течение 7 лет в маленьком американском городке Транквиллити (Tranquility) в пустыне Сан-Хоакин в Калифорнии. Каски рассказывает, что его захватила атмосфера этого тихого места, в котором время как будто остановилось. Каски возвращался в Транквиллити снова и снова, иногда на часы, а иногда на недели.
На первый взгляд, перед нами — ветхий, забытый богом провинциальный американский городок и его жители. Мы наблюдаем иронично очерченный портрет города, фотографии которого совершенно не соответствуют его названию: фонтанирующий гейзер, песчанная буря, дерево, вырванное с корнем.
Снимки безлюдных долин прерываются интерьерами из старой сломанной мебели, далекими от настроения гармонии. В фотографии согнутого ветром дерева, укрытого пеленой тумана, сталкиваются сюжет и порождаемый снимком в целом визуальный эффект: ненастье и покой. Лица на портретах скрыты, будто выбиты вспышкой, провоцируя напряжение: мы не видим их выражения, не знаем, чего ждать от этих героев.
В результате, фотографии городка, тихо переживающего последствия экономической разрухи и пустынных бурь, оборачиваются исключительно субъективным переживанием состояния медитативного созерцания. Потоки слепящего света поглощают и сглаживают самые беспокойные сюжеты. В одном из интервью Каски признается, что его захватили природа пустыни и особенное состояние покоя, в которое он погружался во время съемки. По его словам, это был тот случай, когда процесс определял идею.
Отдельно стоит сказать о фотографиях, которые как бы удвоены. В одной паре мы видим закутанное тканью дерево, снятое днем, а после - ночью, в другой – показанные с разного ракурса изношенные ботинки, в третьей – почти одинаковые снимки белого дома. Не раз встречаются и портреты молодых людей, снятые с небольшим изменением точки съемки.
В своей работе Хейкки Каски выходит за рамки привычного повествования. Внутри хаоса он создает индивидуальное пространство, особую реальность, которая постепенно открывается за изображениями.
Каски удаётся выдержать такую дистанцию, чтобы быть предельно конкретным, но и не пытаться рассказать историю места и тем более что-то объяснить, поэтому фотографии становятся для зрителя чистым визуальным опытом. Работа Каски напоминает нам о возможности фотографии превосходить собственную буквальность и способности сообщать о том, что стоит за изображением.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.