Водка была единственным продуктом, с покупкой которого в СССР не возникало трудностей, если имелись хоть какие-то деньги. Решение о государственной торговле водкой было принято еще в августе 1925 г. Продажа «рыковки», прозванной так в народе по имени председателя СНК СССР, «получила своеобразные шутливые, но весьма политизированные названия: бутылку объемом 0,125 л называли "пионером" (до переворота 1917 года такая бутылка называлась «мерзавчиком»), 0,25 л – "комсомольцем", а 0,5 л – "партийцем"».
Сами «точки разлив-продаж» росли как грибы. В одном только Ленинграде в 1926 году их количество за шесть месяцев возросло с 200 до 625.
Однако, в 1929 году в Кремле решили, что алкоголь отвлекает рабочих от ударного труда, поэтому необходимо развернуть антиалкогольную кампанию. Так началось массовое закрытие пивных, их переделывали в трезвеннические чайные (решили пойти путем черносотенцев, которые агитировали вместо водки распивать чай), была запрещена продажа спиртного в праздничные и предшествующие им дни, а также в выходные. Запрещалось открывать новые питейные заведения и вообще продавать алкоголь в публичных местах.
Но через год кампанию прикрыли, а всё потому, что отказ от продажи водки привёл к огромным недоборам и, как следствие, дыре в бюджете. В связи с этим Кремль увеличил выпуск спиртной продукции «в рамках укрепления обороноспособности страны».
Спаивание народа в СССР продолжалось вплоть до его развала коммунистами. Однако, своего апогея этот процесс достиг в 1982 году в период «застоя», когда кроме водки большой популярностью пользовалось разливное пиво и так называемая «бормотуха», вроде портвейна 777.
В 1980-е годы началось падение темпов роста советской экономики, что в итоге привело к окончательной стагнации. Люди пили много, а работали плохо и без энтузиазма.
Естественно, такая ситуация партийцев тоже не устраивала. Поэтому в мае 1985 года началась новая антиалкогольная кампания. Предполагалось сократить производство алкоголя, увеличить цены на него. Также в планах было закрытие магазинов, торгующих алкогольной продукцией, а те, что всё-таки остались, имели неудобный режим работы - с двух часов дня до семи часов вечера. Конечно, из-за такого режима магазинов многие не могли себе позволить купить алкоголь.
Однако, кампания привела к противоречивым результатам. С одной стороны, сократилась смертность и повысилась рождаемость. С другой стороны, резко возросло количество отравлений различными спиртосодержащими жидкостями и самогоноварение. А главное, как и в прошлый раз, бюджет недополучил достаточно большую сумму. Нельзя сказать, что антиалкогольная кампания привела к экономическому краху СССР, но то, что она повлияла на процесс и послужила причиной дальнейших экономических проблем - это факт.
Именно поэтому в 1987 году, всего через два года, кампания была свернута, хотя отдельные ограничения на продажу алкогольных напитков сохранялись до самого распада СССР. Горбачёвский «сухой закон» сподвиг миллионы «привыкших» к алкоголю советских людей к токсикомани и наркомании.