Буквально на третьи сутки после авиакатастрофы Ан-148 авиационные чиновники расшифровали информацию с одного из двух черных ящиков и опубликовали предварительную версию итогов расследования. Это рекордная для МАК скорость расследования авиакатастроф.
«Предварительный анализ зарегистрированной информации, а также анализ аналогичных случаев, имевших место в прошлом, позволяют предполагать, что фактором развития особой ситуации в полёте могли стать неверные данные о скорости полёта на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением ППД (приемники полного давления – Генлайн) при выключенном состоянии систем их обогрева». Об этом сообщает Межгосударственный авиационный комитет (МАК).
«Во всех остальных полетах, имеющихся на самописце (еще 15 полетов), обогрев ППД включался перед взлетом на исполнительном старте», — отмечается в сообщении.
При крушении самолета погиб 71 человек — 65 пассажиров и 6 членов экипажа.
Хроника катастрофы
— 11 февраля: в 14:28 мск пропала радиосвязь с самолетом Ан-148-100B RA-61704, который 7 минут назад вылетел из аэропорта Домодедово в Орск. Самолет пропал с экрана радиолокатора.
— 11 февраля: обломки самолета обнаружены в районе н.п. Аргуново Раменского района Московской области.
— 11 февраля: МЧС ввел режим ЧС для служб, участвующих в спасательной операции.
— 12 февраля: «Саратовские авиалинии» временно приостановили эксплуатацию оставшихся 5-ти двухмоторных турбореактивных самолётов Ан-148-100 до выяснения окончательных причин авиакатастрофы.
— 12-13 февраля: МАК начал работу с бортовыми самописцами, найденными на месте аварии.
— 13 февраля: разработчик Ан-148 – украинское ГП «Антонов» назначило своих советников для расследования причин катастрофы в Россию.
— 13 февраля: расшифрованы данные параметрического самописца. МАК опубликовал предварительные итоги расследования.
Как МАК расследовал авиакатастрофы
Последние две крупнейшие авиакатастрофы в России случились в 2016 году.
19 марта в Ростове-на-Дону разбился Boeing 737-800 авиакомпании flyduai, в авиакрушении погибли 60 человек. Тогда МАК опубликовал предварительные итоги расследования (окончательные так и не были опубликованы – Генлайн) спустя месяц, 20 апреля. При этом в расследовании участвовали представители компаний Boeing и flyduai и стран, где самолет был разработан, изготовлен и эксплуатировался.
Вторая трагедия случилась 25 декабря 2016 г. Тогда при крушении Ту-154Б над Черным морем в Сочи погибли 92 человека. Самолет принадлежал Минобороны России, которое и проводило расследование. Причину крушения военные назвали только в конце мая 2017 г.
Хотя в этих двух случаях сроки проведения расследований могли увеличиться по особым обстоятельствам. В первом случае — из-за необходимости координации с иностранными ведомствами и компаниями. Во втором — из-за того, что самолет рухнул в море, а расследование координировало закрытое Минобороны.
Впрочем, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, которой придерживается и российский МАК, не устанавливает никаких сроков для расследований авиакатастроф. Применительно к разным этапам расследования в конвенции используют понятия «в кратчайшие сроки» и «как можно скорее». Только окончательный итог расследования рекомендуют подготовить через 12 месяцев после авиапроисшествия.
В это время
Крупная авиакатастрофа в Подмосковье оставила практически незамеченной крушение вертолета Ми-8Т в Томской области. Это случилось на следующий день после падения Ан-148, — 12 февраля.
Вертолет авиапредприятия «Ельцовка» сгорел полностью. Погибли 2 члена экипажа – второй пилот и бортмеханик. На вертолете перевозили пациента, сообщил только сегодня Следственный комитет России. Всего на борту было 9 человек – три члена экипажа и 6 пассажиров. Четверо – не уточняется, кто – госпитализированы. Две основные версии крушения вертолета - техническая неисправность воздушного судна и ошибка пилотирования.