Найти тему

Четырехмерность цвета

Для отображения палитры цветов используют различные программы — Paint, Adobe, Corel, Photoshop и прочие. Для примера, только в Paint используются три варианта определения цвета (рис. 1, 2, 3).

Рис. 1. Paint

-2

Рис. 2. Paint.NET

-3

Рис. 3. Paint Tool Sae

Разные программы используют в качестве определяющих разные цвета, но наиболее верным являются красный, желтый и синий. Их сочетания между собой создают всю гамму цветов. Но во всех программах неизменно прослеживается еще один цвет — черный-белый. Для него даже создается отдельная колонка или полоса (прозрачность). О чем это говорит? — Да о том, что для передачи всей цветовой гаммы необходим еще один цвет. То есть, налицо четырехмерность цвета. В CMYK такая черырехцветность присутствует, но там тоже неправильно выбраны основные цвета. При смешивании цветов в субтрактивной модели CMYK приняты следующие цвета - желтый, пурпурный и голубой (рис. 4):

-4

Рис. 4

Воспринимаемый нами цветовой спектр состоит из трех цветов — красного, желтого и синего. Они являются самыми чистыми и основными. Остальные цвета получаются смешением этих трех. (По Иоганнесу Иттену основных цветов существует всего 3: красный, желтый и синий. Остальные же цвета цветового круга образуются смешиванием этих трех в различных пропорциях).

Но для восприятия цветов необходим еще один — белый. Без него все цвета выглядят одинаково — черными. Почему именно белый, а не черный? Черный характеризуется отсутствием цвета вообще. « И была тьма», как говорится. И только при наличии белого цвета остальные цвета начинают проявляться.

Построим три совмещающихся окружности одинакового диаметра и обозначим их центры соответствующими цветами — красным, желтым и синим (рис. 5).

-5

Рис. 5

Уберем лишние сектора с той целью, чтобы на фигуре оставалась только одна точка с соответствующим цветом (рис. 6).

-6

Рис. 6

Если согнуть лепестки и соединить их вместе, получим трехгранную пирамиду. Пирамиду необычную. Ее свойством будет являться четырехмерность, так как она имеет четыре вершины. Разместим наши четыре цвета — три плюс еще белый — в этой четырехмерной трехгранной пирамиде — в каждой вершине по одному цвету (рис. 7) .

-7

Рис. 7

Отчет по убывающей — от ста процентов у своей вершины до нуля у вершины другого цвета. То есть у вершины цвет самый полный и насыщенный, а по мере удаления от вершины уменьшающийся и тускнеющий. Конкретнее, у вершины цвет 100%, на самом большом удалении — 0%.

В этой пирамиде бесчисленное сочетание цветов и оттенков — полная цветовая гамма. По сути, это самый совершенный определитель цвета. Можно определить, как такой цвет будет выглядеть утром, в обед, вечером или ночью. Можно даже разработать программу, по которой можно будет не только заранее задать нужный цвет, но и по имеющемуся образцу цвета определить его составляющие. Современные компьютерные программы подбора цвета пока еще не могут достичь желаемого результата.

Человек может воспринимать большой звуковой диапазон. Для упорядочения звук разбит на семь нот подобно цветам радуги и дополнительно для охвата полного диапазона систематизирован на октавы. По восприятию цвета ситуация несколько иная. Исходя из общей для света и звука волновой природы, цвет также должен иметь не одну октаву. Ведь наша природа столь обильна на цвета, что иного и вообразить невозможно. Но в действительности цвет мы видим в очень узком диапазоне. Для нас цвет — это воспринимаемая нами одна семицветная октава. Полную цветовую гамму нам видеть не суждено. Невозможно вообразить то, чего не можешь видеть. А вы когда-нибудь купались в инфразеленых лучах света второй октавы? Или в ультракрасных пятой? Может ли дальтоник видеть мир совсем в иных цветах? Может ли животное, ведущее ночной образ жизни, приспособиться и выжить, если оно практически ничего не видит?

Мир может быть виден в других, недоступных для человеческого восприятия цветах. Кроме видимого нами спектра существует и невидимые. Мы их попросту назвали ультрафиолетовым и инфракрасным. Причем даже назвали неправильно. Ультрафиолетового быть не может, так как фиолетовый — смесь конечного синего с начальным красным второй октавы. Правильнее его надо было бы назвать ультрасиним, — это более соответствовало бы истине. А еще точнее ультрацветом и инфрацветом, так как эти области содержат намного больше диапазонов цветов. Если разбить их на октавы, то получится не один десяток октав как ультра-, так и инфрацвета.

Сергей Сюрсин. Трактат о четырехмерности. Екатеринбург, Издательские решения, 2017. ISBN 978-5-4483-8370-0. – https://ridero.ru/books/traktat_o_chetyrekhmernosti/