Этнический стиль вошел в нашу жизнь вместе с хиппи, но в высокой моде он почти никогда не доминировал. Сегодня одежда и аксессуары с яркими орнаментами переживают новый виток популярности.
Вы нежитесь в роскоши и обожаете старомодную элегантность? Долой кремовые платья, наскучившие сумочки и мраморные столешницы: позвольте себе обратиться к этническому буйству красок, к орнаментам народных костюмов и к ручной работе жителей трущоб. Сегодня в цене аксессуары из Мали, ткани из Буркина-Фасо, гаитянская бижутерия. Вредное поколение миллениалов уже не удовлетворить чарующей сказкой, — им подавай историю и уникальное ремесло. Лет тридцать назад было неприличным интересоваться, где произвели тот или иной товар класса люкс, а теперь никто не станет покупать вещь, если при ее создании использовался подневольный труд жителей третьего мира. Поэтому уставшие европейцы, которых уже ничем не проймешь, решили помочь беднякам выйти из нищеты.
African style
Если мы хотим понять истоки нового поветрия, не будет лишним перенестись во Францию двадцатилетней давности, когда Валери Шлюмберже, потомок именитого буржуазного семейства, открыла в Париже лавку с товарами из Африки.
Валери очаровали яркие браслеты и предметы современного искусства во время ее пребывания в Сенегале, где она писала диссертацию о редком африканском языке. Шлюмберже стала одной из первых, кто связал красоту и справедливость, когда это еще не стало мейнстримом: часть доходов с продаж идет на помощь обездоленным детям, а труд мастеров щедро оплачивается.
За прошедшие годы бутик Шлюмберже успел перейти к сотрудничеству с Christian Laboutin и Le Bon Marché, в то время как мода на рукоделие завоевала умы самых привередливых покупательниц. Конечно, этническая мода появилась значительно раньше. Но если хиппи предпочитали делать свои вещи сами, то Шлюмберже впервые ввела в моду аутентичные вещи, которые выходят из рук коренных народов.
Нужно бесконечное терпение, чтобы создавать эти вещи. Любовь, которую в них вкладывают мастера, трогает и потрясает душу.
Валери Шлюмберже
Революция Jahnkoy
Как известно, Париж уже не тот, и общемировые тренды всё чаще задают в других местах. После того как сибирская художница Мария Казакова основала в Нью-Йорке бренд Jahnkoy, у иных из нас ноги подкосились при виде неистовой смеси из русского фольклора, индейских орнаментов и головных уборов, похожих на тюрбаны сикхов.
Казаковой удалось нечто невероятное, к чему уже давно пытались подступиться некоторые дизайнеры. Она создала карнавальную свистопляску из этнических костюмов, где все элементы уравновешены друг с другом и формируют эклектичный ансамбль.
Казакова мечтает о том, что однажды мир моды станет глобальной деревней, в разных точках которой отдельные ремесленники будут придумывать штучные вещи с опорой на традицию. Едва ли ее грезы когда-нибудь воплотятся в жизнь, да это и неважно, ведь Jahnkoy мы любим не за отвлеченные рассуждения, а за смелость и страсть к эксперименту.
Наиболее известным проектом Jahnkoy на данный момент остается коллаборация с Puma. Мария Казакова вдохновлялась славянским красным орнаментом, которым раньше украшали традиционную одежду. Получилась огненная, рискованная и новаторская коллекция.
Кроссовки с вышивкой, украшенные стразами Swarovski (а также шарфы с лейблом Puma в той же неожиданной стилистике), продаются в нью-йоркском люксовом магазине Bergdorf Goodman по соседству с такими динозаврами, как Prada, Gucci и Lanvin. Вещи Jahnkoy настолько восхитили администрацию магазина, что им была выделена отдельная витрина.
Мода — этническая и... этическая
Несколько лет назад безвестный сотрудник ООН Симон Чиприани запустил прогремевший проект Ethical Fashion Iniative, с которым сотрудничают Вивьен Вествуд, а также Stella Mccartney и Fendi.
Одежда мастеров из Мали и Буркина-Фасо, сумки из Кении, а также брелки из Гаити. Ethical Fashion Initiative существует с благословения главного редактора итальянского Vogue: недавно умершая Франка Соццани в свое время успела посетить мастерские в Буркина-Фасо, когда проект только стартовал. Лозунг Ethical Fashion Initiative гласит: "Это не благотворительность — просто работа". Почти все художники, которые создают ткани и аксессуары, проживают в чудовищных условиях трущоб.
Проект существует уже восемь лет, и 90 процентов из семи тысяч мастеров утверждают, что их материальное положение улучшилось. У 74 процентов из них впервые появились деньги, чтобы экономить, а 83 процента женщин смогли отправить своих детей в школу, чтобы они научились читать.
Ethical Fashion Initiative открыл центр для обучения молодых дизайнеров в Гане, а также начал экспансию в Палестину. Основной задачей проекта остается налаживание связей между мастерами и глобальными корпорациями из мира моды. Благодаря Ethical Fashion Initiative вы теперь не просто покупаете вещь, но и делаете чью-то жизнь существенно лучше. Древние традиции ткачества и оригинальные творческие решения оживили прилавки сотен магазинов по всему миру.
Долгоиграющий тренд
Этнические элементы кочуют от одного дизайнера к другому, но они редко задерживаются. Очень важным исключением остается Isabel Marant, которая никогда не забывала добавить в свои коллекции немного аутентичных орнаментов или декор в духе американских индейцев. Не зря ее блузки à la russe уже давно вошли в пантеон французской моды.
С тех пор как дизайнером Gucci стал Алессандро Микеле, бренд пустился в удивительное приключение: Gucci постоянно смешивает различные тенденции, продираясь сквозь хаос, чтобы найти гармонию. В коллекции осень-зима 2017 модный дом показал несколько вариаций фольклорного стиля, в том числе, эту выразительную вещь:
На сайте OSKELLY продаются не только последние новинки, но также вещи из коллекций предыдущих лет. Одежда с этнической подоплекой появляется практически каждый год. Например, в 2014 Emilio Pucci, Givenchy и Valentinoпоказали свои версии вещей в духе folk. Конечно, у почтенных модных домов с большой историей мы никогда не встретим тот сумасшедший шик, который можно найти у Jahnkoy. Старые дома моды часто лишены куража и удали, однако они не становятся из-за этого менее привлекательными.