Как снабжали фашистов в Сталинградском «котле»
19 ноября 1942 года советские войска под Сталинградом перешли в наступление. Удар был нанесен по флангам, а потом и по тылу врага. В «котле» оказались лучшая армия Вермахта – 6-я, под командованием фельдмаршала Паулюса, итальянские и румынские части. Противник был разгромлен, в плен попало около 100 тысяч солдат и офицеров. Хваленный немецкий «Ordnung» и военная машина фашистской Германии начали давать хронические сбои и ломаться.
Чего только стоят кадры советской военной хроники, запечатлевшие колонны пленных. Горе-вояки одеты кто во что горазд! Теплой зимней формы на них почти нет. Редко кто, как правило, лишь солдаты специальных подразделений и высокопоставленные командиры, имели зимнюю экипировку. Немцы повторили свою ошибку зимы 1941-42, когда не снабдили Вермахт зимней одеждой, надеясь на блицкриг. Но почему и зимой 1942-1943 года у солдат не было зимней формы? Теплая одежда была, но не военная. Чтобы одеть солдат Вермахта, к линии фронта доставлялись горы весьма странной одежды: разноцветные шали, пуловеры из ангорской шерсти, дамские пальто, муфты, домашние тапочки, грелки для кофейников и т.д. Вот в такой «форме», собранной в Германии в рамках благотворительной программы «Зимняя помощь», немецким солдатам нужно было не просто выжить, но и вести боевые действия в условиях русской зимы.
Снабжение окруженной группировки Паулюса осуществлялось по воздуху. С учетом предпринятых советским командованием мер по воздушной блокаде противника в Сталинградском «котле», обеспечить части Вермахта всем необходимым не представлялось возможным. С каждым днем все меньше самолетов Люфтваффе долетало до места назначения. Все меньше и меньше грузов, сброшенных с парашютом, доходило до рядовых солдат. В первую очередь войска нуждались в боеприпасах, продовольствии, горючем и амуниции. В войсках начинался голод, не хватало топлива танкам и машинам.
Шеф Люфтваффе Герман Геринг обещал Гитлеру организовать снабжение окруженной группировки всем необходимым по воздуху. Воздушный мост использовался в период с 25 ноября 1942 года до конца января 1943. Группировка транспортных самолетов доходила до 600 единиц, а потери, включая пропавшие без вести и поврежденные – почти 500 машин!
И вот по хваленому «воздушному мосту» Геринга в один из дней, прорвавшись через боевые порядки советской авиации и глубоко эшелонированную зенитную зону советских войск, в район дислокации окруженных немецких войск приземляется транспортный самолет. А что же привез воздушный герой? Пять тонн леденцов и несколько десятков ящиков с презервативами. Прилетели еще несколько самолетов. При разгрузке обнаруживается, что они привезли тонны перца и майорана. И посадка следующего самолета не принесла утешения. Он был забит пропагандисткой литературой, плакатами, обувными шнурками и целлофановыми пакетами (защитного цвета) для ручных гранат. Самих гранат не было…
За все время операции по снабжению войск, находящимся в «котле» по воздуху было доставлено чуть больше 8 тысяч тонн продовольствия, боеприпасов, горючего и снаряжения. В среднем чуть больше 100 тонн в день, при минимальной потребности в 300 тонн.
Попробуйте повоевать в домашних тапочках, согревая руки в дамских муфточках! При этом питаясь леденцами с перцем, а вместо патронов и гранат использовать презервативы. Вот вам и хваленная немецкая четкость и порядок...
И ведь немцы, несмотря на свою организованность и педантизм, неоднократно совершали такие глупые ошибки во время Второй мировой - особенно в России! Напомним пару наших историй об этом:
- про то, почему фашистская техника в России отказывала на морозе,
- а еще почитайте, как один лейтенат Вермахта случайно начал Вторую мировую войну на пять дней раньше.