Найти тему

«Садко»: русский музыкальный эпос с медведями и баней

Оглавление

Считается, что во всем русском эпосе существует всего две подлинные записанные былины, сохранившие старинную форму повествования. Одна из них, и самая известная – это былина о Садко.

ИСТОРИЯ

Опера поставленная по былине «Садко» — одно из самых известных произведений Николая Римского-Корсакова. Однако, история её создания во многом непроста. Работа над оперой была тщательной: Римский-Корсаков «вымерял» каждое слово, каждая нота обсуждалась с коллегами — все было направлено на то, чтобы произведение получилось уникальным и стало открытием в музыкальном театре.

Осенью 1896 года опера «Садко» была предложена Мариинскому театру. 

«Играл Феликс Блуменфельд; я подпевал и объяснял, что мог. — Вспоминает сам Римский-Корсаков. — Надо сознаться, что Феликс был как-то не в ударе, играл неохотно и несколько неряшливо; я волновался и скоро охрип. По-видимому, слушатели ничего не поняли и опера никому не понравилась. Направник был хмур и кисел. Опера моя, очевидно, провалилась.»

Дирекция театра отказала Римскому-Корсакову, пояснив, что произведение получилось слишком сложное для исполнения. Композитор был опечален, но надежда увидеть свое детище на сцене не покидала его, ведь окончательное решение принимал император. 24 января 1897 года Николай II поинтересовался музыкальными особенностями новой оперы. После высказывания Всеволожского о некотором сходстве «Садко» с музыкой «Млады» и «Ночи перед Рождеством», император вычеркнул «Садко» из репертуара со словами: «В таком случае нечего ставить «Садко»».

И лишь благодаря частной опере Саввы Мамонтова она впервые была представлена слушателям - и буквально с первых же показов "Садко" завоевала всеобщее признание как образец русского музыкального эпоса. Пришедших в Московскую частную оперу в канун Рождества, 26 декабря (7 января по новому стилю) 1897 года на премьеру было очень много. Примечательно, что партию Варяжского гостя исполнил Федор Шаляпин. Дирижировал итальянец Эспозито.

«В оркестре, помимо фальшивых нот, не хватало некоторых инструментов; хористы в картине пели по нотам, держа их в руках вместо обеденного меню; в V картине хор вовсе не пел, а играл один оркестр. Все объяснялось спешностью постановки. Но у публики опера имела громадный успех.»
Николай Римский-Корсаков

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко» – полусказочная опера-былина, завораживающая и поражающая своей красотой и волшебством. Здесь рядом оказываются реальные и сказочные персонажи, русская и восточная культура. «Садко» получилась действительно уникальной, несравнимой ни с чем другим.

САРАТОВ 

Впервые «Садко» в Саратове был поставлен в 1899 году, всего через два года после мировой премьеры в Мамонтовской опере, вторая постановка случилась в 1934 году, но потом случился большой «перерыв». Вплоть до 2010 года, когда «Садко» на сцену оперного вновь вывели режиссер Вадим Милков и художник Юрий Хариков. И её можно рассматривать как удачную попытку прочтения русской классической оперы по-новому, вне эстетики советского стиля, уведенную в современность.

Добавьте описание
Добавьте описание

Одной из особенностей творческого почерка композитора является использование полярных, противоположных образов — и в саратовской редакции оперы эта полярность отражена крайне точно. Гибкая, прихотливая мелодика и необычные гармонии противопоставляются широкому и свободному дыханию народной песни, запад противопоставляется востоку, человеческие пороки — людским добротелям.

МНЕНИЯ

В отличие от постановок, которые за последние годы были в Мариинском и Большом театрах, а это были возобновления старых спектаклей с декорациями прекрасных художников начала 20-го века, мы сделали абсолютно новую сценографию, которая выполнена художником Юрием Хариковым.
лаур. Гос. премии РФ, нар. арт. России Юрий Кочнев
Опера «Садко» Вадима Милкова непременно станет одной из любимых у саратовских поклонников классической оперы. Вобрав в себя, на первый взгляд, немало эклектичных элементов, она замечательно выдержана в одном стиле. Прекрасная, на износ, работа всех создателей спектакля (хороший вокал, насыщенная музыкальная палитра, виртуозно переданная симфоническим оркестром театра, богатство костюмов, яркость декораций) явила зрителю красочное эпическое полотно. Во время «Садко» можно смеяться над уморительными медведями, плакать вместе с Любавой слезами благодарности за верность русских жен в ее лице, предаваться литературной интертекстуальности («В белом венчике из роз впереди Иисус Христос»). Но свет веры, который как-то особенно тепло освещает душу, — главное, что уносишь после спектакля.
Газета «Известия» Саратов
Белое пространство сцены, черные силуэты деревьев на заднике и нависающий над новгородской толпой лик Николы Чудотворца в варежках и с красным носом - то ли святой, то ли Дед Мороз. Подводное царство вообще оказалось где-то за Полярным кругом - мерцающие звезды на черном небе и бесконечные белые просторы. Сцену оживляют три белых медведя, они же помогают перемещать декорацию. Режиссерская концепция Вадима Милкова перенесла народные гуляния в первом действии с городской площади в респектабельную баню, а девушки, развлекающие заморских гостей во втором действии, устраивают модное дефиле, вышагивая походкой моделей в коротких тулупчиках и валенках, похожих на модные сегодня сапожки “угги”. В антракте публика шепталась: “Это Морская царевна или Снегурочка?”, “Почему в Новгороде медведи белые?”. И все же элегантность и красота, а еще легкое озорство решения столь привычно сказочно-оперной постановки, взяли верх. Большинство зрителей с новой концепцией согласились.
Радио Свобода. Ольга Бакуткина.

-3

Купить билет онлайн