Найти тему
Пытливый ум

5 фактов о рисовании на дне Байкала

Пейзажи Байкала кисти Юрия Алексеева дарили Владимиру Путину и Владимиру Устинову, генеральному прокурору РФ (до 2008 года).  Но это не самые впечатляющие факты о его творчестве.

Во-первых, по образованию Юрий гидролог и географ, живописи он серьезно никогда не учился, а из школы искусств сбежал, потому что «не хотел рисовать фантики от конфет».  А во-вторых, Юрий - первый человек в мире, который спустился на дно Байкала, чтобы с натуры написать его рельеф. 

Вряд ли у кого-то возникнет мысль, что подводное рисование – это легко и просто. Тем не менее, ПУ сформулировал пять основных трудностей

  • Писать картины в Байкале можно на глубине не более 10 метров. И дело не только в том, что уже на этой отметке до онемения мёрзнут руки. Вода ведёт себя как линза. И чем глубже, тем сильнее искажаются размеры предметов и их цвета. Особенно страдают полутона, которых практически не разглядеть.
  • Все художественные принадлежности – холст, тюбики с краской – нужно утяжелять. Глазом не успеешь моргнуть, всё всплывёт! И кисти тут конечно не работают. Картины Юрий пишет мастихином – тонкой лопаткой.
  • Тёплые цвета, когда картину поднимаешь на поверхность, исчезают с холста. Проблему приходится решать радикально – не использовать, например, жёлтый и красный вообще.
  • Все 12 подводных картин Юрий Алексеева написаны за 50 минут – это то время, на которое хватает одного баллона воздуха.
  • Омуля и других рыбок на работах Юрия вы не увидите. Сами понимаете, ни одну рыбу не уговоришь позировать, а у художника есть принцип – писать то, что он видит здесь и сейчас.
               
               

Юрий Алексеев, художник:
«Моя мечта – создать цикл картин из разных точек Байкала, пусть даже это будут не подводные пейзажи, а природа, окружающая озеро. Потому что представления о Байкале какие? Листвянка, Хобой. Север никто не видит! А он потрясающий!»

Игорь Ханаев, старший научный сотрудник, руководитель группы водолазных исследований и подводного мониторинга Лимнологического института СО РАН:
«Неправильно говорить, что картины имеют научную ценность, они играют свою особенную роль. Мы живём в период, когда Байкал болен. Есть действительно серьёзные экологические проблемы. А рассматривая Юрины картины, человек получает эстетическое удовольствие и у него зарождаются ценности».

-3