Как правильно читать древнерусские тексты В Новгородской первой летописи рассказ о монголо-татарском нашествии на Русь заканчивается традиционным сетованием на грехи наши, из-за которых и случилась эта беда. Достается вечно враждующим князьям, затем следует фраза: «Но мы на злая възврашаемся, акы свинья валяющеся в калѣ грѣховнѣмь присно, и тако пребываемъ» (Но мы ко злу возвращаемся, как вечно валяющаяся в греховной грязи свинья, и так остаемся»). Образ кажется свежим и неожиданным: ранее в этой летописи он не использован ни разу. Здесь я хочу показать, как при чтении старых текстов важно внимание к деталям, и как много детали могут сказать о том, что было в голове писавшего человека. Перед нами, собственно, скрытая цитата из 2-го Послания ап.Петра: «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи». С кем с ними? Смотрим на контекст: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагуб
Свинья как виновник монголо-татарского нашествия
13 февраля 201813 фев 2018
36
3 мин