Найти в Дзене
Всесильный бегемот

Свинья как виновник монголо-татарского нашествия

Как правильно читать древнерусские тексты В Новгородской первой летописи рассказ о монголо-татарском нашествии на Русь заканчивается традиционным сетованием на грехи наши, из-за которых и случилась эта беда. Достается вечно враждующим князьям, затем следует фраза: «Но мы на злая възврашаемся, акы свинья валяющеся в калѣ грѣховнѣмь присно, и тако пребываемъ» (Но мы ко злу возвращаемся, как вечно валяющаяся в греховной грязи свинья, и так остаемся»). Образ кажется свежим и неожиданным: ранее в этой летописи он не использован ни разу. Здесь я хочу показать, как при чтении старых текстов важно внимание к деталям, и как много детали могут сказать о том, что было в голове писавшего человека. Перед нами, собственно, скрытая цитата из 2-го Послания ап.Петра: «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи». С кем с ними? Смотрим на контекст: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагуб

Как правильно читать древнерусские тексты

В Новгородской первой летописи рассказ о монголо-татарском нашествии на Русь заканчивается традиционным сетованием на грехи наши, из-за которых и случилась эта беда. Достается вечно враждующим князьям, затем следует фраза: «Но мы на злая възврашаемся, акы свинья валяющеся в калѣ грѣховнѣмь присно, и тако пребываемъ» (Но мы ко злу возвращаемся, как вечно валяющаяся в греховной грязи свинья, и так остаемся»). Образ кажется свежим и неожиданным: ранее в этой летописи он не использован ни разу. Здесь я хочу показать, как при чтении старых текстов важно внимание к деталям, и как много детали могут сказать о том, что было в голове писавшего человека.

Перед нами, собственно, скрытая цитата из 2-го Послания ап.Петра: «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи». С кем с ними? Смотрим на контекст: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении». Итак, речь о НАРОДЕ, о МНОГИХ, среди которых есть лжепророки, учителя ложного. Это они, лжепророки из народа, даже если их «отмыть», то есть образумить, вернутся в грязь, как свиньи, а, по мнению автора летописи, и вовсе не вылезают из этой грязи.

Кто же эти народные лжепророки и краснобаи? Если отмотать ленту событий немного назад, в глаза бросится фигура Арсения Чернеца, человека, который дважды чуть не стал епископом новгородским, но – так им и не оказался. В 1223 году этот «муж добрый и богобоязненный», как его характеризует эта же летопись, предложен на пост епископа после смерти предшественника, но в силу интриг изгнан в 1225 году. В 1228 году он вновь призван на престол, потому что сместивший его Антоний серьезно заболел. Но тут случилось непредвиденное: в Новгороде в самую страду, пишет летопись, шел непрерывный дождь, урожай оказался под угрозой. Дальше надо цитировать: «Тъгда же оканьныи дияволъ, испьрва не хотяи добра роду человѣчю и завидѣвъ ему, зане прогоняшеть его нощнымъ стояниемь, пѣниемь и молитвами, и въздвиже на Арсения, мужа кротка и смерена, крамолу велику, простую чядь. И створше вѣче на Ярослали дворе, и поидоша на владыцьнь дворъ, рекуче: «того дѣля стоить тепло дълго, выпровадилъ Антония владыку на Хутино, а самъ сѣлъ, давъ мьзду князю»; и акы злодѣя пьхающе за воротъ, выгнаша; малѣ ублюде богъ от смерти: затворися въ церкви святѣи Софии, иде на Хутино». Иными словами, чернь заявила, что Арсений дал князю взятку, и так оказался на троне епископа. Именно по этой причине идет постоянный дождь. Созвали вече, и Арсения выдворили снова. Симпатии самого летописца явно на стороне Арсения: толпу против него наущал сам дьявол; Арсений «муж кроткий и смиренный»; против него «сотворили крамолу», то есть клевету; его выкинули «как злодея, толкая в шею», он едва спасся от смерти.

Так вот кто эти загадочные свиньи, валяющиеся в грязи греха – это организаторы вече 1228 года. Логика летописца может показаться нам странной, но это событие, это вече, и стало причиной нашествия монголов на Русь. Рационалистичные советские историки, конечно, хватались за слова летописца о княжеских усобицах, но древний русский историк мыслил совершенно иначе.

Сначала зло замышляется в преисподней, нечистый – источник зла. Через его интриги разрушается спокойствие в церкви, она больше не в состоянии в полной мере защитить людей. Затем зло падает на князей, которые ведут войны друг с другом. И, наконец, приходит расплата – народ, который допустил всю эту череду зла, должен понести наказание, приходят монголы, литва или немцы. В данном случае орудием нечистого выступил народ, он и страдает в первую очередь что от гражданских войн, что от внешних.

Евгений Арсюхин