Данный материал станет первым в серии статей, в которых будет рассказано об одном из самых спорных и неоднозначных научных открытий в новейшей истории нашего региона – уральских дольменах. В Челябинской области, близ печально известного своей неблагополучной экологией города Карабаш, в нескольких десятках метров от кромки заболоченного берега озера Лебяжье, расположен один из наиболее интересных образцов дольменной культуры Южного Урала.
Впервые про уральские дольмены общественность узнала меньше двадцати лет назад. В 2001 году на страницах популярных региональных изданий была опубликована статья некого краеведа из города Верхняя Пышма по фамилии Бодрых. В своем очерке мужчина рассказал историю, которая случилось с ним более пятидесяти лет назад. Прогуливаясь по лесу в окрестностях Екатеринбурга, он случайно набрел на несколько каменных «землянок». В прикрепленных к материалу иллюстрациях отличительным образом выделялись каменные сооружения похожие на древние мегалиты – дольмены. Данная статья получила определенный резонанс, после чего разгорелся спор о природе происхождения данной находки. Кстати, дискуссия актуальна и поныне. Некоторое время спустя про уральские дольмены заговорили не только в Свердловской области, оказалось, что подобные объекты были обнаружены по всему склону Уральских гор!
Ученые до сих пор не могут договориться на предмет того, что именно представляют собой уральские дольмены и какова их датировка: кто-то уверяет, что перед нами артефакты тысячелетней древности, а кто-то считает, что дольменам не более сотни лет и вообще никакого сакрального смысла данные постройки не несут, а являются остатками печей углежогов. Выяснить кто прав и чья точка зрения верна, на данный момент, не получается, потому как никаких археологических находок близ каменных построек обнаружить не удалось. Впрочем, как и следов термического воздействия на внутренних поверхностях камня.
Впрочем, международное научное сообщество в 2006 году, на конференции в Португалии, заслушав доклад об уральских находках, несмотря на отсутствие «археологии» все же признало свердловские объекты дольменами! Фактически установив факт древности данных построек и их культового предназначения. Так дольменная культура распространилась на Урал, хотя для многих наших сограждан, кто не особо «в теме», единственными дольменами в стране по-прежнему остаются Кавказские каменные постройки. Ставшие за долгие годы популяризации мистической силы каменных «домиков», неким туристическим этно-брендом южного региона.
Большая часть уральских дольменов однотипна, очевидно, что в основу постройки была положена одна и та же архитектура блочных сооружений. Повторюсь, что главное предназначение данных построек до сих пор неизвестно, но оценив затраты сил, времени и средств на постройку некоторых из них, можно предположить, что дольмены имели крайне важное значение в жизни тех, кто невероятным образом двигал тяжелые каменные плиты. При детальном изучении данного вопроса оказалось, что расположение дольменов также были подчинены определенной «системе». Как правило, мегалиты возводились в предгорьях, близ водоемов.
Дольмен, о котором пойдет речь, расположен близ небольшого лесного озера под названием Лебяжье, что в тридцати километрах от Карабаша. Со всех сторон озерцо окружено лесом и горами, людей здесь практически не бывает, хотя дорога вполне позволяет проехать к объекту даже не легковом автомобиле.
Кстати, столь малая «популярность в народе», возможно, связана с тем, что озеро часто обозначают на картах в виде болота, что отпугивает от местных окраин любителей отдыха на природе.
Дольмен расположен у самой обочины проселочной дороги, на небольшом гранитном постаменте – огромной плите прямоугольной формы. Сразу бросается в глаза ровные грани и архитектура данной постройки. Дольмен производит впечатление рукотворного сооружения, исключая факт природного происхождения данной постройки. Несмотря на простую конструкцию, возвести подобный объект даже в наше время, прибегая к всевозможным благам цивилизации, крайне непросто.
Составные элементы образованы из трех массивных гранитных плит, передвинуть которые весьма непростая задача. Направление основной камеры дольмена обращено в сторону озера и гор, так что изнутри открывает довольно неплохой вид, тем более, что объект находится намного выше уровня воды в озере, так как озеро расположись в низине, а дольмен на возвышенности. Возможно, что в древности уровень воды был значительно выше и мегалит стоял у самого берега озера.
Удивляет и тот факт, что близ дольмена не было обнаружено никаких следов каменоломни. Скорее всего, огромные каменные плиты каким-то образом доставлялись к месту постройки, например, с помощи кантования по ролл-бревнам или с помощью тягловой силы. Непонятым остается мотивация древних строителей, так как сил и времени на подобную «коробку» было оставлено нерационально много. Так что смело можно сделать вывод - на момент своей постройки данный объект имел колоссальную значимость для местных жителей и вполне мог быть объектом древнего культа.
В наши дни дольмен утратил свою изначальную архитектуру, потому как дерево, растущее близ каменной постройки, покосило одну из стен, лишив опоры многотонную каменную крышку. К счастью, но дольмен выстоял и не сложился по принципу карточного домика. Хотя, быть может, дольмен покосился намного раньше того момента, когда рядом с ним выросло дерево. Ведь каким-то чудом он должен был простоять здесь несколько тысячелетий. По оценкам некоторых историков, возраст данного объекта сопоставим с дольменами острова Веры, а их возраст оценивают в 6 тысяч лет! Конечно же, глядя на подобные каменные сложения, как-то слабо верится, что данная конструкция сможет простоять столь внушительный срок и при этом оказаться в опасности разрушения из-за дерева, возраст которого не превышает и двух сотен лет…
Никаких следов пребывания человека более ранних эпох, в окрестностях мегалита, по данным археологических разведок проводимых специалистами в разное время, обнаружить не удалось. Дольмен продолжает хранить свои тайны...
ЛЮБУШКИН Андрей || «Таинственный Урал»