До появления доступного интернета люди тоже сидели в чатиках и вели блоги. Сейчас, конечно, в тысячу раз удобнее, но всё же было в той эпохе некое очарование. Как будто ты смастерил себе виртуальную реальность из камней и веток. Тут - об аналоговых чатах в газетах, тиндере на школьной парте и ролевых играх с диал-апа. Вспомним время, тряхнём стариной!
Когда недавно объявили о закрытии известного дневникового ресурса diary.ru, многие пользователи фыркнули и назидательно сказали, что, дескать, ресурс лонгридов о смысле жизни и «ролевках» изжил себя. Что ему на смену пришли быстрые мессенджеры.
И действительно. Сообщения в ленте новостей становятся все короче, SMM-щики и блогеры убеждают свою аудиторию и клиентов, что люди не читают «лонгриды», что современная система основана на простейшем алгоритме: пришел-увидел-лайкнул.
В одном американском исследовании было доказано, что современные подростки не могут концентрировать внимание на одном объекте более 8 секунд. Тинейджерам показывали картинки с короткими слоганами и картинки с длинным текстом. Лучше всего реакция была в первом случае, а наибольший восторг вызвали изображения гамбургера и нового айфона. Вообще, реакция в 8 секунд – это уровень хомяка. Так что это весьма спорное исследование. Всё-таки подростки – не хомячки.
Современная молодёжь чатится большую часть времени. Wi-Fi есть практически везде, даже в парках и общественном транспорте. Но подождите потрясать клюкой и возмущённо кричать, что при Сталине у вас что-то поднималось и трава была зеленее.
Когда-то, в далекие-далекие времена ограниченного интернета тоже были люди, которые сидели в чатиках. Как это было? Мы решили опросить представителей поколения Пепси и опубликовать самые интересные истории о посланиях в газете, обходных маневрах дорогого Интернета (тогда ещё – с большой буквы) и Тиндера на школьной парте.
Матвей:
Когда я учился в ВУЗе, в нашем городе была одна популярная газета. В ней кроме статей о рассаде и гороскопов была рубрика «Разговорчики». В ней публиковались короткие сообщения до 200 символов. У рубрики был свой маскот, похожий на упоротую лисицу, видимо, связан был с гербом нашего города. У страницы были завсегдатаи, в том числе и я. Каждую неделю я покупал эту газету, отдавал её всю бабушке, оставляя страницу с «Разговорчиками» и искал своё сообщение. Иногда на него приходил ответ с моим ником.
Тогда я вырезал купон из странички, ехал в редакцию газеты с пересадкой на двух трамваях. Там сидела в отдельном пафосном кабинете тётка-редактор Наталья Ильинишна. При ней я писал ручкой сообщение на купоне, свой ник, а она расписывалась на бумажке, давала ей порядковый номер и заносила в тетрадку. Если номер был меньше 30, это была удача – значит, важное послание попадёт в следующий номер.
Однажды я даже умудрился сходить на свидание с девушкой таким макаром. Она «лайкала» мои посты, то есть писала, что я круто пишу. И я набрался смелости и в одном из номеров предложил встретиться у условно памятника Ленина. Описал на 200 знаков как я буду выглядеть, и, к моему удивлению, она пришла. Правда, у нас так ничего и не вышло. В реальности она оказалась довольно унылой.
Костя:
Я был в седьмом классе, когда впервые столкнулся с общением в виртуальной реальности, если это можно так назвать. По средам химия у нас была после шестиклассников. Это был старый кабинет с дряхлыми школьными партами, испещрёнными рисунками и монограммами многих поколений учеников. Однажды на уроке было тупо скучно и я написал на парте «Привет».
Каково было моё удивление, когда в следующую среду я увидел под моим приветом «Привет. Как тебя зовут?». Я ответил и спросил, как зовут собеседника. Это оказалась девушка Катя. Следующие несколько сред я вглядывался в лица шестиклассниц, чей урок был перед нами, и гадал, которая из них Катя.
Наше общение перешло в более фривольный стиль. Не заботясь о том, что надписи могут читать и другие ученики, я писал комплименты, цитировал любимые стихи… А потом кончилась парта.
Забегая вперёд, скажу, что никакой Кати не было, а был один мерзкий шестиклассник, который потом долго угорал надо мной и дразнил, пока я ему не вломил после уроков.
Но до сих пор с ностальгией вспоминаю это чувство, когда целую неделю томишься в приятном ожидании, а твоя фантазия рисует чарующие образы прекрасной дамы, как у Сервантеса. Сейчас девушки мне отвечают в Тиндере мгновенно, сразу же кидают свои селфи в разных ракурсах, совсем не оставляя простор для фантазии. Какую эпоху потеряли!
Лена:
В далеком 2006 году я увлекалась ролевыми играми (нет, не теми). Ну то есть бегала по лесам в хайратнике и в самодельном плаще из мамкиной занавески. Весну и лето я проводила на ролевых полигонах, а вот зимой становилось скучно.
Я готовилась к сезону, шила всякое эльфийское и мастерила, но, чтобы веселее было это делать, пошла играть в текстовые «ролёвки». Это когда есть вот форум, ты регистрируешься на нём под именем персонажа, пишешь ему биографию-анкету, админы её принимают, а ты участвуешь в квестах, отыгрываешь общение с другими игроками и так далее. Всё как в реальности, только сидя на теплой заднице.
Тогда у меня был ещё «дайлапный» Интернет. Да-да, тот самый, когда мама кричит, чтобы не занимала телефонную линию, а то тётьгаля должна позвонить и рассказать рецепт консервированных огурцов. Он был ещё жутко дорогой.
Я помню, как ходила на почту и по квитанции вносила денежку. Но играть постоянно надо было, когда твои взаимоотношения с другим персонажем заходят в тупик, как можно не броситься сразу писать пост?
Но я заметила, что деньги так улетали в трубу очень быстро. Тогда я решила сделать так: заходила в Интернет, читала пост партнёра по игре, вырубала Интернет, писала пост, заходила в Интернет, выкладывала пост, вырубала Интернет, ждала полчаса, заходила в Интернет, проверяла ответный пост… И деньги экономились, и тетьгаля могла делиться рецептами мариновки огурцов.