Найти в Дзене
уголок болтолога

Французский ГУЛАГ: история гвианской каторги

Все мы знаем о сталинских лагерях, где заключенные выполняли тяжелые работы в почти невыносимых условиях. А было ли что-то подобное в западноевропейских странах? Да, оказывается, было. Например, Французская Гвиана, колония в Южной Америке, где была создана одна из самых страшных каторжных тюрем в истории Западной Европы.

Французы пытались заселить Гвиану еще задолго до Великой французской революции. Однако дело не шло – слишком тяжело было выжить белым колонистам среди гиблых болот. В XVIII веке из переселившихся в Гвиану 14 000 колонистов почти всех убили малярия и желтая лихорадка. Домой вернулись лишь 918 человек.

Но после свержения монархии дело пошло на лад. В 1793 году революционное правительство приняло "Закон о подозрительных". По нему брали под стражу всех, кто "своим поведением, связями, речами или сочинениями проявляют себя сторонниками тирании и врагами свободы". И вскоре 500 "подозрительных священников, депутатов и журналистов" были отправлены в Гвиану.

А спустя полвека во французских колониях было отменено рабство. Рабов заменили заключенные. Они выполняли те же работы – вырубали густой тропический лес, строили дороги, работали на плантациях.

В заморские колонии Франции, в основном, в Гвиану было отправлено около 100 000 осужденных. Среди них были и политические узники. В середине XIX века туда выслали 329 арестантов, обвиненных в заговоре против власти. Четверть из них умерла, четверть сбежала в сопредельные с Французской Гвианой страны и только четверть вернулась домой по амнистии. Всего в эту колонию были сосланы более 1200 “политических”.

Три острова Салю рядом с побережьем Гвианы были самой надежной тюрьмой. Оттуда было почти невозможно бежать из-за акул, которыми кишели прибрежные воды. За всю историю ссылки это удалось сделать только анархисту Клеману Дювалю, ветерану Первой мировой войны Бельбенуа и будущему писателю Анри Шарьеру. Шарьер описал свои злоключения в романе “Мотылек”, который был экранизирован.

Жизнь во Французской Гвиане была настолько тяжела, что сначала умирали до 90% человек. Из 17000 ссыльных, поселившихся в Гвиане в середине XIX века, выжило всего 2000. Позже ситуация немного исправилась, но все равно гибло до половины сосланных на каторгу. Заключенных убивали болезни и истощение, они становились жертвами ядовитых змей, ягуаров и кайманов, теряли жизнь на работах.

Работа на лесоповале была особенно тяжелой. Заключенные отказывались пить лекарства против желтой лихорадки и малярии даже калечили себя – лишь бы попасть в госпиталь и избежать отправки на вырубку джунглей.

Проштрафившихся жестко наказывали. Каторжников сажали в одиночные камеры, приковывая к железному кольцу или надолго заковывали в двойные кандалы, которые не позволяли двигаться. Самых злостных нарушителей выстраивали друг за другом, и они должны были двигаться по кругу в течение всего светлого времени суток.

В 1906 году заключенный Эмиль Жозеф Франсуа отправил письмо министру колоний. Он просил заменить ему наказание на смертную казнь – настолько невыносимой оказалась Гвиана. Автор письма жаловался на издевательства со стороны надзирателей-корсиканцев, запрет на передышки на лесоповале, расхищение продуктов питания, крайнюю степень истощения заключенных, нездоровые камеры и карцеры, "плод изощренной жестокости", которые он называл настоящей пыткой.

Каторга прекратила существование лишь в 1953 году. В том же году были амнистированы узники советского ГУЛАГа.

-2

Отправка заключенных на каторгу