Film noir (фр. «черный фильм» или нуар)- жанр американского кинематографа
1940-х-1950-х годов, запечатлевший атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма, характерную для американского общества во время Второй мировой войны и в первые годы холодной войны.
Термин «черный фильм» был введен французскими кинокритиками в 1946 году. Характерными признаками нуар являются: криминальный сюжет, мрачная атмосфера, цинизм персонажей, фатализм происходящего на экране, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия и тёмное освещение сцен.
Женщины обычно выступают мотиваторами героев мужчин.
В сценарном плане «черные фильмы» отталкиваются от американской школы «крутого детектива» (англ. Hard-boiled fiction),а в отношении кинематографии-от немецкого экспрессионизма.
Над фильмами жанра нуар работали лучшие режиссеры своей эпохи: Рауль Уолш (1887-1980гг.), Джон Хьюстон (1906-1987гг.), Роберт Сьодмак (1900-1973гг.), Отто Преминер (1905-1986гг.), Фриц Ланг (1890-1976гг.), Стенли Кубрик (1928-1999гг.), Орсон Уэллс (1915-1985гг.), Билли Уайлдер (1906-2002 гг.), Николас Рей (1911-1979гг.) и Альфред Хичкок (1899-1980гг.)
В киномире до сих пор нуар не могут отнести к какому-либо течению искусства. Зачастую «черный фильм» выделяют как самостоятельный жанр киноискусства или субжанр драмы, но большинство кинокритиков сходятся, что фильмы-нуар – это явление внежанровое, ведь среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны и комедии.
В зависимости от выбранных критериев, к нуару можно отнести триллеры Альфреда Хичкока, романтичные ленты на военно-шпионские темы («Касабланка», «Дурная слава») и триллеры с действием в викторианскую эпоху («Винтовая лестница», «Подозреваемый»).
Отличительные черты нуар.
Очень сложный и запутанный сюжет фильма, который вызывает у зрителя испуг и тревогу. Большинство сцен ночные, дневные же высоко контрастные. Лица героев часто отражаются в зеркалах, либо показаны через дымчатое стекло. Много искаженных ракурсов. Действие фильма обычно происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях. Часто идут дожди, нет суеты и погонь, есть лишь напряжение и нагнетание.
Эпоха нуара.
В 1940 году на американские экраны выходит первый фильм в стиле нуар, но кинокритики обычно ведут отсчет с 1941 года, когда вышел «Мальтийский сокол» с Хамфри Богартом в главной роли. С того самого момента в мире кино окончательно правит «черный фильм». Большинство нуаров после 1944 года были сняты конвейерным потоком, но по окончании войны и постепенного восстановления экономики, «черные фильмы» приобрели цвет, яркость и масштабность («Ниагара», «Леди из Шанхая», «Риф Ларго»). Такие «светлые» фильмы часто называют «фильм-солей» (film soleil, «солнечный фильм»).
Фильмы нуар становились все более дорогостоящими и масштабными, но их эпоха закончилась в конце 1950-ых. На смену им пришли мюзиклы и романтические комедии.
Кинорежиссеры по прошествии 40 лет в начале 1990-х годов ненадолго вернулись к «черным фильмам», но мода изменчива и роман с нуаром оказался недолговечен.
Современным образцом фильма нуар стал «Город грехов» («Sin city»2005г.) Роберта Родригеса, являющийся экранизацией графических романов Фрэнка Миллера.
В США, Франции, Великобритании все чаще проводят ретроспективы классических фильмов нуар, которые пользуются популярностью у киноманов.
«Нет ничего страшнее закрытой двери»
Альфред Хичкок
P.S. Нуар не оставит Вас равнодушным,
Вы захотите заглянуть за закрытую дверь!