Найти тему
Женькина колокольня

Семь лет – один ответ

Оглавление

Не зря семилетний кризис чаще всего совпадает с вступлением ребенка в новую жизнь – школьную. Перелом как раз и касается взаимодействия между малышом и социумом. Расскажу об одной из глобальных причин слез у первоклассника – так называемом, кризисе 7 лет.

В качестве вступления небольшая справка. По мере взросления даже самый послушный и неконфликтный ребенок вдруг резко и кардинально меняется, отнюдь не в лучшую сторону. Психологи объясняют такую смену поведения наступлением возрастного кризиса у ребенка. Выделяют четыре основных: одного года, трех лет, семи лет и подростковый (11-15 лет). С одним из них мы вместе с Варейсправились 5 лет назад – об его особенностях речь и пойдет.

Чему учат в школе?

Не важно, посещал ли ваш отпрыск детский сад – отношения в школе, а значит в обществе, у ребенка выстраиваются совсем по другому принципу. Учитель, прежде всего, оценивает знания и старания школьника, а он благодаря этому занимает свою позицию в классе, которая намного важнее и приоритетнее, чем игры и развлечения. В школе ваше чадо учится не только читать и считать, но и переносить неудачи, бороться с чувством неполноценности, осознавать свое превосходство, переживать оскорбление собственного самолюбия, ставить цели и преодолевать преграды для их достижения.

Внушительный список, не так ли? Прочитав примерно такой же перечень перед поступлением Вари в 1 класс обычной средней школы, я немного напряглась. Волнительно сажать свою девочку за парту, зная, какие испытания ждут там ее психику. Но ничего – все мы через это проходили, подумала я, но постаралась запастись необходимыми рекомендациями и терпением.

Учительница первая моя

Как же выражался наш 7-летний кризис?

Во-первых, начиная с урока знакомства, самым авторитетным и нерушимым словом для Вари стало слово Учителя. Именно с большой буквы, и для ребенка – это нормально. Варя воспринимала классного руководителя как истину в последней инстанции, что было для меня большим испытанием. Конечно, скатиться в мгновении ока с пьедестала самого знающего человека немного больно. И чтобы это осталось для вас лишь легким щелчком по самолюбию, рекомендую:

  • Ищите учителя для своего ребенка. Ищите доброго, справедливого и ласкового педагога, который искренне любит детей и хочет сделать их умнее и лучше. Иначе ваш ребенок, будучи полностью открытым и беззащитным перед учителем, будет мучительно страдать от невнимания, некомпетентности или (и такое случается!) оскорблений «второй мамы». Не жертвуйте качествами учителя ради престижности школы, сильной программы или других факторов – чтобы полюбить школу, учебный процесс и справиться с пресловутым кризисом ребенку нужен друг – его учитель.
  • Никогда не ругайте педагога в присутствии ребенка, поддерживайте инициативы учителя и старайтесь выполнять все домашние задания. Причем выполнять их вместе с ребенком.

Мы писали, мы писали…

С домашними заданиями связан второй пункт нашей антикризисной программы. Немного поплюхавшись с палочками-кружочками, Варя уверенно начала кропать домашние задания, и я обрадовалась. И зря.

Оказалось, неделя-другая совместного обучения – это несказанно мало для ребенка. Скоро в наших тетрадях разросся «чертополох» грязных закорючек, буквы З и Е традиционно заменяли друг друга, а половина цифр была написана задом наперед. Оценок в 1 классе не ставят, и моя дочь была абсолютно убеждена, что у нее – все в порядке. Но надо было как-то тренировать внимательность, усидчивость и аккуратность.

Мы снова стали учить уроки вдвоем, и только к середине второго класса Варя стала справляться самостоятельно, обращаясь ко мне только за проверкой сделанного и с наиболее сложными заданиями.

Что из этого следует:

  • Новоиспеченному школьнику нужно ваша помощь в подготовке домашних заданий. Кому-то больше, кто-то справляется лучше. Но пускать учебу на самотек в 1 классе – нельзя. За один год активной помощи вы научите своего малыша множеству полезных навыков, станете еще одним учителем для ребенка, поделитесь своим опытом.
  • Активная помощь первокласснику не означает контроля за уроками на протяжении оставшихся десяти школьных лет. По своему опыту знаю: помог ребенку сделать сложное творческое задание один-два раза – в следующий раз он, скорее всего, сможет выдать что-то свое. Даже самому талантливому ребенку нужен пример для подражания.

И вот сейчас законный вопрос читателей – при чем тут школьные советы, если речь идет о кризисе семилетних?

Дело как раз в том, что усталость от школьной нагрузки, боязнь плохой оценки, неуверенность, возникающая в начале новой деятельности и вполне естественный стресс, возникающий при общении с новыми товарищами – компоненты кризиса. И рядом с растерявшимся малышом должны быть мудрый учитель и любящий родитель.

Тогда слезы покапают десяток раз, и организм адаптируется. Как адаптируется и вся нервная система ребенка, а школа станет естественным и даже приятным способом познания мира.

Евгения Никитина

Я на Facebook https://www.facebook.com/egnikitina

Я в VK https://vk.com/nikitina_eg

#дети #воспитаниедетей