Найти тему
ENIGMA

Топливом будущего станет литий как "новая нефть"

Россия уже два с лишним десятка лет не поспевает за мировым научно-техническим прогрессом. И она не может даже претендовать называться сырьевой державой. РФ - это страна углеводородной трубы.

Недавно я опубликовал статью. выдержки из которой представлены ниже.

В дополнение к этой публикации хотел бы обратить внимание на активную и последовательную пассивность в этом направлении российских олигархических структур.

Российские частные корпорации не хотят инвестировать в разведку и добычу лития. А эксперимент Чубайса по производству литиевых аккумуляторов потерпел крах, как впрочем и все прочие его затеи.

Итак, Россия проспала сланцевую и газогидратную революции, и , похоже, проспит и литиевую.

"В мировой литиевой индустрии уже много лет идет настоящий бум. Мировые цены на карбонат лития (сырье, используемое при изготовлении батарей для мобильных  телефонов, планшетов и нотбуков, а также электромобилей) в 2014–2016 годах выросла в 1,5 раза.

По прогнозам аналитиков, дальнейший прирост цен на литий составит более 6 процентов ежегодно, что может привести к устойчивому дефициту лития уже в ближайшие годы. В марте 2016 года основатель Tesla Motors Илон Маск заявил, что его компании для реализации плана ускоренного наращивания продаж электромобилей (до 500 тыс. штук в 2018 году) потребуется «скупить весь литий в мире». 

По оценкам экспертов австралийского инвестиционного банка Macquarie Group Limited, чтобы достичь целевого уровня производства в 500 тыс. автомобилей в год потребуется около 27 тыс. тонн карбоната лития в год.

Сегодня мировой спрос на литий удовлетворяется всего лишь на 20 процентов. Это и подстегивает динамику роста мировых цен на литий. В прошлом году цены на литий росли вообще рекордными темпами. Так, по данным Benchmark Mineral Intelligence, с начала 2015 года стоимость этого металла выросла почти на 200 процентов.

Литий — элемент первой группы второго периода Периодической системы химических элементов, мягкий щелочной металл серебристо-белого цвета. Литий — один из самых легких металлов в таблице Менделеева, он в два раза легче воды. Благодаря этому он и востребован при производстве литий-ионных батарей, которые применяются для оснащения смартфонов и электромобилей, а также создания мощных систем хранения электроэнергии.

Впервые масштабное использование лития началось во время второй мировой войны для высокотемпературных смазок авиадвигателей. 

Во время холодной войны Андрей Сахаров и Виталий Гинзбург предложили использовать при изготовлении водородной бомбы вместо искусственно получаемого трития легкий изотоп лития (другой изотоп лития 7Li и в настоящее время используется в ядерной энергетике). Эта конструкция термоядерной бомбы получила название «слойки Сахарова».  

До середины 1990-х  литий применялся в основном для производства стекла и алюминия. Гонка ядерных вооружений подошла к концу и спрос на литий резко упал. Департамент США по энергетике распродавал излишки запасов, в Америке одна за другой закрывались литиевые шахты.

Но уже в 1991 году ситуация радиально изменилась: компания Sony  выпустила на рынок литий-ионные аккумуляторы, которые сегодня есть почти во всех электронных устройствах. Ожидается, что к 2030 году спрос на литий может утроиться — почти до 600 тысяч тонн в пересчете на карбонат лития.

Электромобили, цены которые за счет снижения издержек неуклонно снижаются,- основной драйвер литиевого рынка. C легкой руки Goldman Sachs литий прозвали «новым бензином», в ходу также метафора «новая нефть».

На мировом рынке лития сложилась устойчивая олигополия.

Справка:

Всего четыре производителя контролируют около 85% поставок, пишут аналитики Macquarie. Чилийская компания SQM  и американские FMC Corp. и Albemarle Corp  доминируют в сфере добычи лития, добывая металл из соленых озер в Чили и Аргентине. Albemarle также разрабатывает месторождение в штате Невада. Четвертый производитель — австралийская компания Talison,  которая производит литий на руднике Гринбушес в Западной Австралии. Но ее вряд ли можно на­звать независимой: 49% ее акций принадлежат Albemarle, а остальные 51% — китайской Tianqi Lithium. Почти весь добываемый ей металл отправляется на переработку в Китай. Эта олигополия создает реальную проблему для Tesla, которой потребуется около 27 тыс. тонн карбоната лития в год, чтобы достичь своей цели — 500 тыс. автомобилей в год к концу 2018 года. Этот объем, по оценкам Macquarie, составляет до 16% мирового потребления. 

Однако, Илона Маска такая ситуация не устраивает. Судя по всему, он делает ставку на новое поколение производителей. Tesla подписала договоры о закупке будущей продукции с канадской компанией Bacanora Minerals, которая владеет месторождением в мексиканской пустыне Сонора, и с Pure Energy Minerals, которая разрабатывает месторождение Clayton Valley в штате Невада. При объявлении о сделке обе компании заявили, что литий будет поставляться дешевле текущей рыночной цены. Это и понятно, ведь цель Tesla — снизить стоимость своих батарей.

Такая стратегия Илона Маска в принципе открывает широкое окно  возможностей выхода на мировой рынок для любых производителей лития, и прежде всего – для российских.   

Первый литиевый рудник был введен в эксплуатацию в СССР еще в 1942 году — на Завитинском месторождении, которое разрабатывалось Забайкальским ГОКом. Добыча на нем была законсервирована в 1990-х: после распада СССР предприятие потеряло госзаказ и не смогло выдержать конкуренции с южноамериканскими производителями, готовыми продавать литий дешево. В Южной Америке литий добывают по открытой совсем недавно технологии – из соляных озер, расположенных в засушливых районах. Самые крупные озера сосредоточены в так называемом «Южноамериканском треугольнике» — на границах Чили, Аргентины и Боливии. 

В конце 1990-х годов этот источник лития стал основным благодаря более низким, чем у рудных источников, производственным издержкам. За счет эксплуатации соляных рассолов производится около 60 процентов лития в мире. Сейчас ситуация изменилась, литиевый бум дает возможность продать практически неограниченное количество лития на мировом рынке любому производителю. Однако Россия не предлагает и, судя по всему, не сможет предложить ничего, даже в среднесрочной перспективе.

В 1990 году наша страна занимала 2-е место в мире после США по объемам производства лития — 1,4 тыс. тонн в пересчете на металл.Консервация единственного в новой России Завитинского литиевого рудника привела к переходу на импорт карбоната и оксидов лития для оборонки и ядерной энергетики. И это при наличии собственной сырьевой базы и развитой системы перерабатывающих производств. В течение 25-летней «литиевой паузы » в РФ «не было введено в эксплуатацию ни одного из трех крупнейших, причем детально разведанных месторождений редкометальных пегматитов (комплексных руд) в Кольском регионе (Воронья-Колмозерское), Восточном Саяне (Урикское, Гольцово-Тагнинское) и Тыве (Тастыгское)»,- пишет крупнейший эксперт в этой области, участник  геологоразведочного «литиевого бума», имевшего место в СССР в 50–60-е годы прошлого века, Гелий Мелентьев.

В настоящее время, по мнению этого авторитетного эксперта, в России имеется возможность разработки не только шахтных месторождений лития, но и гидроминеральных источников: 

«Еще в СССР были выявлены и стали объектами геологоразведочных работ и НИР месторождения редкометальных геотермальных рассолов (Дагестан), автономные источники глубинных высокоминерализованных вод (Иркутская обл.) и попутные воды объектов нефтегазодобычи (Республика Коми, Иркутская обл.). В 1970–80-е годы в СССР была открыта и оконтурена Дагестанская провинция редкометальных геотерм, включающая 56 потенциально перспективных источников редких щелочных металлов, йода и брома, бора, магния, калия и минеральных солей… К настоящему времени, наиболее реальным гидроминеральным ресурсом лития представляются глубинные рассолы Ангаро-Ленского бассейна».

По данным российских экспертов, максимально возможное производство лития из рассолов Знаменского месторождения в бассейнах Лены и Ангары оценивается в 1300 тонн. Добыча лития из попутных рассолов Верхнечонского и Ярактинского газонефтяных месторождений может достичь  соответственно 338 и 134 тонн в год.

Нетрудно подсчитать, что добыча лития из одного лишь Ангаро-Ленского бассейна могла бы закрыть существенную часть потребностей  «Теслы» Илона Маска на обозримый период. Ни для кого не секрет, что когда американским корпорациям требуется наладить сотрудничество с российскими поставщиками, они с легкостью обходят любые заградительные санкции.

Входящее в систему Росатома  «Атомредметзолото»  в декабре 2016 года представило и защитило в Росатоме «продуктовую стратегию по развитию добычи лития в Российской Федерации, а в мае 2017 года — инвестиционный проект по производству лития на базе сырьевых источников Завитинского месторождения в Забайкальском крае».

Однако, в настоящее время Росатом не располагает собственными финансовыми возможностями по реализации этих проектов, в первую очередь из-за потери зарубежных экспортных контрактов. Отечественные  частные корпорации, имеющие миллиардные дивиденды в долларовом исчислении,  не были замечены ни в одном из проводившихся в последнее время совещаний на правительственном уровне по этой теме.

Что касается собственного высокотехнологического производства, то с этим  дело обстоит еще хуже. «Роснано» построило и запустило в 2011 году в Новосибирске завод «Лиотех» по производству литий-ионных аккумуляторов.  

Однако в августе 2016 года арбитражный суд Новосибирской области признал банкротом компанию «Энергетические решения», которая управляет «Лиотехом», и запустил конкурсное производство, то есть процедуру банкротства. 

Справка:

Завод «Лиотех» построили под Новосибирском за 9 месяцев. Он открылся в декабре 2011 года как проект «Роснано» и китайской Thunder Sky Group. Общий объем инвестиций в проект — более 13,5 млрд рублей. Завод должен был выйти на проектную мощность к концу 2013 года, но в апреле того же года китайский соучредитель вышел из проекта, а уже летом 2014 года предприятие приостановило производство из-за низкого спроса на литий-ионные аккумуляторы. 

Председатель  правления «Роснано» Анатолий Чубайс, чьи слова приводит пресс-служба компании, заявил, что «завод «Лиотех» несколько лет назад попал в трудное экономическое положение и оказался банкротом из-за того, что «рынок еще не был готов к нашей продукции».

Однако на церемонии ввода в строй нового завода глава» Роснано» говорил иное:

«Все существующие производства в стране, связанные с аккумуляторной промышленностью, являются «позавчерашним днем» и, что мощность предприятия составит около одного миллиона аккумуляторов в год, что, к примеру, позволит оснащать этим оборудованием около пяти тысяч электробусов ежегодно… Востребованность продукции в России оказалась просто поразительной. Сейчас многие регионы уже запрашивают эту продукцию».

Изначально планировалось, что большую часть своей продукции «Лиотех» (совместное предприятие ОАО «Роснано» и китайской Thunder Sky Group) будет поставлять в Китай. Но спустя полтора года китайская компания вышла из бизнеса и в апреле 2013 года  «Роснано» стало единственным владельцем завода.

На новосибирских форумах пишут, что настоящая причина ухода китайцев из проект в другом: «предприятие должно было в течение года после запуска произвести определённое количество продукции, но было произведено не более 30%, что резко снизило рентабельность и окупаемость проекта, поэтому китайцы и вышли из проекта и до сих пор их продукция производится и торгуется во всём мире, так как они владельцы технологии, по которой производилась продукция».

В августе 2014 года завод остановили, а осенью того же года попытались реанимировать. На перезапуск «Лиотеха» в Новосибирск снова приехал Анатолий Чубайс. После этого сообщалось, что завод якобы вернулся к выпуску источников бесперебойного питания. Однако в конце декабря правительство Новосибирской области прекратило финансовую поддержку предприятия, уже получившего из бюджета региона более 240 миллионов рублей. В начале 2016 года стало известно, что «Литий-ионные технологии» переименовали в «Энергетические решения». Тем временем «высокотехнологичную продукцию» завода начали продавать через соцсети «ВКонтакте», так как «востребованность на продукцию» предприятия оказалась и впрямь поразительной, но только со знаком минус.

Один из бывших сотрудников «Лиотеха», некоторое время работавший там механиком, так описывает свои трудовые будни:

«Еще во времена сотрудничества с китайцами сделали 1000 аккумуляторов, так они там и лежат. Потом какие-то корпуса для разных приборов по дешевке делали, но так ничего и не пошло на продажу. Я с утра приходил, поддоны с каким-то хламом таскал с другими механиками туда-обратно… Или просто давали задание разобрать какую-нибудь деталь, на которой пыли - с палец… Помню, когда старые батареи взрывались, мы их на улицу вытаскивали. Они ж без дела лежат, как задымят - на весь «Лиотех» воняет квашеной капустой. Зато в столовую бесплатно ходили… Механиков человек пять, один конструктор, электриков человек пять, еще какие-то люди (работали на заводе – В.П.) . Знаю, что принимали работать жителей из окрестных сел. Что они там делали - не могу сказать, потом их в отпуск отправили административный. Получалось, что работяги дома сидят, а им на карточки деньги капают - по 18 тысяч рублей в месяц».

Еще одна бывшая сотрудница инновационного завода выложила в сеть  фотографии коллег: то они «скотчем кого-нибудь замотают, то в армрестлинг соревнуются, то сидят, уткнувшись носом в гаджеты. Может, это и во время обеденного перерыва было, но ведь все это прямо на рабочем месте - на высокотехнологичном заводе...», - пишут местные СМИ. 

Ничего удивительного в столь странной обстановке на разрекламированном инновационном заводе нет. Никаких собственных технологических инноваций даже не замышлялось, а предполагалась просто банальная отверточная сборка аккумуляторов для общественного транспорта из китайских полуфабрикатов.

На проектную мощность завод не вышел из-за низкого спроса на его продукцию, которая была слишком дорога и не отличалась высоким качеством.

В 2013 году, пишут российские СМИ,  «китайская сторона отказалась от проекта, возможно, потому что предпочла закупать продукцию у себя на родине». По словам первого вице-президента общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Павла Сигала, производители аккумуляторов действуют на очень конкурентном рынке, где активны китайские производители, предлагающие крайне привлекательные цены. Эксперт-аналитик компании MFX Broker Александр Гриченков считает, что  «в данном случае было допущено очень много ошибок со стороны менеджмента», — заявил он изданию «Лента.ру»: «Так, при миллиардных инвестициях не были учтены состояние и структура рынка аккумуляторов в России, себестоимость производства, конъюнктура и конкурентная среда. Все это привело к тому, что фактически со своего основания завод работал в убыток».

В настоящее время в РФ нет и не предвидится ни одного перспективного проекта по организации высокотехнологического производства по выпуску литиево-ионных аккумуляторов мирового уровня, поэтому в ближайшей перспективе  целесообразно сосредоточиться на реанимации добычи лития и выходе на мировые рынки, где спрос на «новую нефть» растет не по дням, а по часам. Но, если не поспешить, то можно и не поспеть. Работающие в полном согласии с компаниями Илона Маска австралийцы намерены резко нарастить поставку лития на мировой рынок и тем самым помочь Маску решить главную задачу — снижение цен на электромобиль «Тесла».   

Цены на литий могут начать снижение уже к концу этого года, так как Илон Маск относится к числу тех успешных менеджеров, которые не ждут милостей от рыночной природы, и поворачивают вспять любые прогнозы кабинетных аналитиков.

Быть может, выведенный на космическую орбиту и летящий под музыку Дэвида Боуи по направлению к поясу астероидов личный электрокабриолет Илона Маска разбудит российских «оптимизаторов» и «инноваторов» и побудит их сделать хоть что-то, чем могла бы гордиться наша страна. 

Лично у меня большие сомнения на этот счет. Если сам факт растущего и ненасыщаемого спроса как на литий, так и на аккумуляторы на его основе, не пробудил российский государственный и частный бизнес, то никакие космические авто эту «высокотехнологическую» коррупционную стену не пробьют".

Конец цитаты.

В заключение скажу, что даже если российское правительство проявит политическую волю и  попытается направить частный капитал в литиевую индустрию, то в условиях секторальных санкций, это уже попросту невозможно.