Найти тему
ПРОЕКТ «ВРЕМЯ»

Демократии конец, цифровая диктатура ─ наше будущее

Юваль Ной Харари рассуждает о новых технологических революциях и биохимических алгоритмах, предсказывает проблемы от того, что корпорации знают о нас слишком много и будут знать ещё больше, отвечает на вопрос о том, каким был бы диктатором ─ в общем говорит много умных вещей на Всемирном экономическом форуме. Мы же читаем расшифровки, мотаем на ус и пересказываем вам самое любопытное.

О следующих людях

Мы, вероятно, последнее поколение Homo sapiens. Через столетие или два на Земле будут доминировать сущности, которые будут отличаться от нас больше, чем мы отличаемся от неандертальцев или шимпанзе. 

Об экономике XXI века

Ближайшие поколения людей будут учиться, как инженерно разрабатывать тела, мозг и мысли. Это будут главные продукты экономики в XXI веке. Не текстиль, автомобили или оружие, а тела, мозг и мысли.

О важности данных

Мы достигли точки, когда можем взломать не только компьютеры, но и человеческий или любой другой организм. Сегодня много говорят о взломах компьютеров или электронных ящиков, банковских счетов или мобильных телефонов. Но на самом деле мы приобретаем способность взломать человеческую сущность. Для этого нужны две вещи: много вычислительной мощности и много данных, в частности биометрических.  

О нашей сущности

На самом деле 150 лет биологических исследований, проведенных со времен Чарльза Дарвина, можно подытожить тремя словами: "Организмы — это алгоритмы". Это великое открытие современной науки. Все организмы: вирусы ли, бананы ли, люди ли – все они - большие биохимические алгоритмы. И мы учимся, как их расшифровать.

Об антиутопии наяву

Если демократии не удастся адаптироваться к новым условиям, человечеству придется жить в условиях правления электронной диктатуры. Уже сегодня мы можем видеть формирование все более сложных режимов надзора по всему миру, и не только тоталитарными, но и демократическими правительствами. США, например, строят глобальную систему слежения, а моя родная страна, Израиль, пытается выстроить тотальный режим надзора на Западном побережье.

О праве собственности на информацию

У нас было 10 тысяч лет опыта регуляции права собственности на землю. У нас есть несколько столетий опыта регулирования права собственности на производственные машины. Но у нас немного опыта в регулировании собственности на данные, что сделать значительно труднее. Потому что, в отличие от земли и машин, данные везде и в то же время нигде, они движутся со скоростью света. И их можно копировать бесконечное количество раз. 

Данные о моей ДНК, моем мозге, моем теле, моей жизни принадлежат мне — или, может, правительству, корпорациям или человечеству в целом? Сегодня крупные корпорации сохраняют большинство данных, и люди начинают беспокоиться из-за этого. Но наделение правительств мандатами на национализацию данных может ослабить власть крупных корпораций только для того, чтобы позволить электронной диктатуре появиться.

О фейковых новостях

Опять же как историк я не понимаю всей этой истерии вокруг фейковых новостей. Они же были всегда! Какую эпоху можно назвать правдивой? В 80-х, 30-х годах прошлого века, в Средние века – ложь была всегда, правительства лгали, пропаганда работала. Полагаю, что в каком-то смысле ситуация сейчас даже улучшилась. Как медиевист я на все стараюсь смотреть сквозь призму Средневековья, и поверьте мне: тогда с фейковыми новостями все было куда хуже. Думаю, более серьезной проблемой можно считать поток информации вообще. То есть даже правдивую информацию в таком объеме сложно переварить, логически ее осмыслить, создать объективную картину мира.

Источники: Republic, Madcats, ZN

Понравился материал? Подписывайтесь на наши новости там, где вам удобно ─ в фейсбуке, ВК или телеграме.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц