Мы знаем о спартанских воинах из историй, рассказываемых в школе: о их мужестве, свирепости и безупречной дисциплине. В последнее время этой теме было посвящено несколько фильмов. Самый знаменитый из них - это 300 спартанцев.
Но давайте расскажем о некоторых достоверных исторических фактах, о том, как растили и воспитывали таких бесстрашных воинов и самых сильных бойцов в древнем мире.
И начнем с того, что здоровый и крепкий мальчик спартанец воспитывался не матерью, а государством.
1. Мальчики спартанцы с 7 лет жили в военных казармах
Как только ребенку мужского пола исполнялось 7 лет, его забирали от матери и готовили для получения спартанского гражданского воспитания и образования - агогэ.
Ребенок переходил на попечение учителя, названного опекуном. С этого момента жизнь становилась достаточно тяжелой. Их поощряли к гневу и привычке бросать вызов своим товарищам, до тех пор, пока они не были готовы броситься в бой. Это не было образовательное учреждение, где поддерживался мир, напротив если двое мальчиков спорили, опекун приказывал им решить проблему в драке.
Этот опекун всегда имел при себе плеть, и он не задумываясь использовал ее, если ребенок вел себя плохо.
Но это еще не все. Если родитель ребенка узнавал, что его сына побили, он тоже бил его. Думали, что так спартанские воины принимают концепцию «усиления поведения».
2. Слабые или нездоровые дети должны были умереть
Возможно, это самые известная история про обычаи спартанцев. Если ребенок рождался больным, калекой или выглядел немощным, делать было нечего, его сбрасывали в пропасть.
Когда на свет появлялся ребенок, родитель нес его к старейшинам города, для осмотра. Если они находили в нем изъян, то отдавался приказ бросить ребенка в пропасть горы Тайгет или поместить его у подножия. Это место было известно под названием Апотетас – место, в котором оставляли детей для смерти от голода.
Если старейшины не находили видимых недостатков, то по возвращении домой мать купала ребенка в вине. Эта процедура была тестом на наличие эпилепсии. Если новорожденный страдал эпилепсией, вино провоцировало припадок, и в этом случае его не стоило спасать. Если он пережил эти испытания, то ребенку, как полноценному жителю Спарты, был обещан свободный участок земли.
Сегодня считается, что по меньшей мере половина младенцев, родившихся в Спарте, умерли, либо из-за того, что в них нашли какой-то недостаток, либо из-за небрежности. Это то, что теперь известно, как евгеника.
3. Чтобы поесть, они могли украсть
Агогэ гарантировал детям удовлетворение только основных потребностей. Например, обувь уже расценивалась как роскошь, и именно поэтому они проходили подготовку без обуви. Ношение одежды считалось признаком слабости, и поэтому они носили самый минимум. А еда делала их толстыми, и поэтому они получали ровно столько, что позволяло им выжить.
Но это не значило, что ученик не мог есть больше чем ему выдавалось. Если ученик был голоден ему предлагалось украсть еду, но только с тем условием, что его не поймают. Если бы он был схвачен за воровством пищи, его избивали и лишали даже положенного скудного пайка. Но если он сумел украсть и скрыться, то это считалось полезным уроком.
4. Спартанская кулинария
Спартанские воины ели вместе, разделяя одну и ту же пищу. Она состояла в основном из «черного супа». Это было мясо, приготовленное в смеси крови, соли и уксуса. И это было единственное мясо, которое они получали в своем рационе.
Если бы они хотели получить больше мяса, им нужно было охотиться. Если кому-то выпадала удача добыть оленя, то добыча делилась между всеми воинами и только тому охотнику, который добыл дичь позволялось взять немного больше мяса чтобы отнести родным. Это считалось исключительным случаем, когда спартанским воинам разрешалось есть с семьей, остальное время такое было невозможно.
5. Тренировка устной речи
После обеда помощник опекуна сидел с воспитанниками и начинал спрашивать их о самых неожиданных вещах. Например, такой вопрос «Кто лучший мужчина в городе?». И детям приходилось давать ответ причем продуманно, умно и строго аргументированный. Такая речь называлась лаконичной. Если таких ответов не было, то дети наказывались.
Но, жизнь помощника опекуна тоже не была очень простой. После завершения опроса учитель оценивал уже помощника и контролировал не был ли он очень добрым или, напротив, слишком строгим.
6. Образование, подчиненное войне
Быть спартанцем это означало только одно - быть солдатом. Другой альтернативы просто не существовало. Фактически, жизнь спартанского гражданина была посвящена войне и ему запрещалось быть торговцем, фермером или художником. Детей учили бороться, быть жесткими, а чтение и письмо поощрялись только как необходимость.
Детское образование не прививало навыков к размышлениям о жизни или математическим операциям, это считалось очень опасной роскошью.
Если человеку выпала судьба стать спартанским солдатом, то ему приходилось научиться повиноваться любому приказу незамедлительно и без вопросов.
7. Самый важный фестиваль для спартанцев
Он проводился один раз в год, и в нем все мальчики были побиты перед толпой, иногда это приводило даже к смертельным исходам. Но все равно, участие в празднике расценивалось как честь и привилегия. На нем они показывали всем, что могут терпеть боль больше, чем кто-либо другой.
Этот фестиваль приобрел известность и за пределами Спарты. Для соседних народов, таких как Рим, это была диковина, и они тоже начали посещать его.
8. Они убивали илотов в рамках своего обучения
Илоты также были жителями государства Спарта, но они фактически не имели никаких прав по сравнению с полноценными гражданами. Можно сказать, что они были общественными рабами, назначенными на землю для ее обработки.
Каждый год, власти формально объявляли войну илотам и отправляли в их деревни молодых воинов с минимальным запасом пищи и одним мечем. Этим юношам разрешался грабеж и убийство илотов и это не считалось преступлением. Такой страшный обычай назывался криптия. Историк Плутарх назвал его «печально известным и жестоким».
Спартанских воинов учили не искать личной славы, но сражаться за славу коллективную. Их девизы, которые прошли через века хорошо иллюстрируют этот подход. «Победить или умереть» или «Вернуться со щитом или на щите» - это некоторые фразы, которые иллюстрируют спартанский идеал борьбы. Агогэ был коллективный и обязательный образ жизни, который организовывался государством и формировал из спартанцев непобедимых солдат.
Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас .