Найти тему

Эпидемия ожирения: наследие голодного прошлого советской эпохи

Оглавление

В том, что лишний вес - проблема федерального масштаба, виновато советское воспитание. Помните, была такая книжка - "Общество чистых тарелок". Идеологически выдержанная книга, которую я до сих пор помню. Умели в те времена манипулировать детским сознанием.

Смысл этой книги сводился к тому, что нельзя выбрасывать еду. Все, что тебе на тарелку положили, нужно съесть. Вообще, множество мультфильмов и фильмов крутилось вокруг еды, ее ценности, сложности ее добычи. Один только царь, выпекавший хлеб, чего стоил. Ну и еще два десятка медийных скреп, возводивших еду в ранг культа.

"Последний кусочек будет за тобой гоняться!"

Моя бабушка очень часто заставляла меня доедать последний кусочек, даже если не лезло - через не могу, потому что "потом будет за тобой гоняться". Оставлять еду на тарелке было нельзя принципиально. Умри, но съешь!

Порицались любые попытки проигнорировать то, что приготовлено тяжким трудом. Яблоко - это не еда, еда - это первое, второе и компот.

Хлеб везде и всегда

Без хлеба - невкусно, не сытно, хлеб - всему голова. Простая, сытная углеводистая пища, спасавшая в войну, легко переводимая в разряд стратегических запасов - сухарей - стала культовой и священной, как индийская корова. Готова выслушать обвинения в кощунстве, но сейчас, с позиции почти дипломированного специалиста кафедры фитнеса и почти сорокалетней тетки с двадцатью килограммами лишнего веса (вот такой я феномен), могу точно сказать: ничто не расстраивает меня в дюкановке так, как отсутствие хлебушка, которым бы я, как герой фильма "Любовь и голуби" с удовольствием бы траванулась.

Пока мы молодые, резервы организма позволяют этого не замечать

Взрастить толстого ребенка неэпически сложно, это надо очень постараться. Дети носятся с такой скоростью, что метаболизм пережигает все. Посмотрите на первоклашек в школе, они же на перемене на секунду не останавливаются! Броуновское движение по коридорам с крейсерской скоростью. Но, чем ближе к одиннадцатому классу, тем степенней, ленивей и депрессивней молодежь. Десять лет выдрюченного, выдрессированного сидения тихо, молча и в состоянии полугипноза под диктовку учителя дают должную "усидчивость".

Ко взрослому возрасту мы приходим в достаточно мере усидчивыми, с достаточно хорошо атрофированными мышцами и растянутым желудком. Мы терпеливо высиживаем часы лекций, а потом и трудодней. Мы съедаем все, что на тарелке...

Неудивительно, что рано или поздно такой режим начинает год за годом прибавлять лишнее. Кстати, степень прибавки с годами зависит еще и от размера тех самых чистых тарелок.

Одна моя знакомая очень сильно удивилась, когда увидела, сколько мы в семье накладываем в плошку. Спросила - ты это все съешь? Меня, в свою очередь, удивило, что они дома едят из каких-то блюдец...

Собственно, нужно ли мне удивляться, что ежедневно, ежегодно перебирая калорий просто по привычке, мы медленно, но верно вырастаем из очередного размера в следующий?

Война кончилась, привычки остались

Заложенные в нас голодавшими, напуганными и прошедшими войну бабушками. Мамами, которые были воспитаны в этой же голодной послевоенной культуре. И мы, насмотревшись тех же идеологических и перепуганных мультфильмов, впечатали в мозг программу на поедание, доедание, сакрализацию еды. Ну и обязательное употребление хлеба насущного с каждым приемом пищи - иначе не сытно!

Мне сегодня снились блины. С грибами и сметаной. Я никогда в жизни не вставала среди ночи, чтобы пожрать. Нет, не блинов, творожной запеканки с кефиром, но в три часа ночи панна Ванечка, как опытный зомби, поползла на кухню, на запах еды. К вящему счастью, все запретное супруг сволок к себе в комнату и там тихо точил, не вызывая у меня приступа нежности и желания обнять за шею так, чтобы позвонки хрустнули...

Ломать многолетние привычки, вбитые двумя поколениями голодных, это сурово. Но я держусь...