Вопрос 53. Что может служить примером прекраснейших имен?
Ответ. Примером могут служить такие имена Всевышнего как Милостивый (ар-Рахман) и Милосердный (ар-Рахим), которые указывают на сущность Того, кому они принадлежат, то есть на сущность Аллаха Всемогущего и Великого, и являются применимыми к Нему.
С другой стороны, они указывают на производный от этих имён атрибут, который они включают в себя, то есть на милосердие (рахма), а также на ряд других атрибутов, не являющихся производными от этих имён, но обязательно присущих их Обладателю, например, на жизнь и могущество. То же самое относится и ко всем прочим именам Аллаха.
Иначе обстоит дело с сотворённым существом, поскольку человека могут называть мудрым, тогда как на самом деле он является невежественным, и точно также несправедливого могут называть справедливым судьёй, униженного - всемогущим, низкого - благородным, скупого - щедрым, плохого - праведным, злосчастного - счастливым.
Что же касается Аллаха, слава и хвала Ему, то Он именно таков, как Сам Он охарактеризовал Себя, и Он выше тех описаний, которые дают Ему люди.
Вопрос 54. На сколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения содержания этих указаний?
Ответ, Они подразделяются на четыре части:
1 - Аллах - общее имя, включающее в себя все значения прекраснейших имён, в силу чего все остальные имена являются его атрибутами.
Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«Он - Аллах, Творец, Создатель, Придающий форму».
Сбор, 24.
Можно привести в пример и другие аяты. По той же причине это имя никогда не употребляется как подчинённое другим именам.
2 - То, что включает в себя какой-нибудь сущностный атрибут Аллаха Всемогущего и Великого. Примером может служить такое имя Всевышнего как Слышащий (ас-Сами,), включающее в себя указание на Его слух, посредством которого, Он слышит все звуки, причём для Него безразлично, тайными они являются или явными.
Другим примером служит такое имя Аллаха как Видящий (аль-Басыр), включающее в себя указание на Его зрение, которому доступно всё то малое и большое, что только можно воспринимагь с помощью зрения.
Третьим примером служит такое имя Аллаха как Знающий (аль- 'Алим). включающее в себя Его всеобъемлющее знание, о котором Аллах Всевышний сказал так:
«Не укрывается от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном.»
Cаба, 3
Что же касается такого имени Аллаха как Могущественный (аль-Кадир),то оно включает в себя указание на Его абсолютное могущество, в силу которого Он может создавать всё, уничтожать всё и т.д.
3 - Такие имена, которые содержат в себе указания на атрибуты действий Аллаха, например, Творец (аль-Халик), Дающий средства к жизни (ар-Разик), Создатель (аль-Бари/), Придающий форму (аль-Мусаввир) и т.д.
4 - Такие имена, которые содержат в себе указания на то, что Всевышний лишён каких бы то ни было недостатков, например, Пресвятой (аль-Куддус) и Мир (ас-Салям)[1].