Вопрос 55. Насколько частей подразделяется то, на что указывают собой прекраснейшие имена, с точки зрения применимости этого к Аллаху Всемогущему и Великому?
Ответ. Среди этих имён есть такие, которые можно применять по отношению к Аллаху либо по отдельности, либо в сочетании с другими именами. Конкретно имеются в виду такие имена, которые содержат в себе любые указания на атрибуты совершенства, например, Живой (аль-Хайй) и Вечносущий (аль-Каййум), Один (аль-Ахад) и (ас-Самад) и т.д.
Среди этих имён есть и такие, которые применимы к Аллаху только вместе с другими именами, являющимися их противоположностями, поскольку употребление их по отдельности может внушить мысль о том, что Аллаху присущи те или иные недостатки.
Примером могут служить такие имена как Наносящий вред (ад-Дарр) и Приносящий пользу (ан-Нафи"), Принижающий (аль-Хафид) и Возвышающий (ар-Рафи/), Дарующий (аль-Му'ты) и Лишающий (аль-Мани/), Дающий силу (аль-Му'изз) и Унижающий (аль-Музилль) и т.д.
Что же касается таких имён как Наносящий вред, Принижающий, Лишающий и Унижающий, то применять их по отношению к Аллаху по отдельности недопустимо, и они не употреблялись таким образом ни в откровениях, ни в Коране, ни в сунне.
К числу подобных имён относится такое имя Всевышнего как Отмщающий (аль-Мунтаким), которое употребляется в Коране в сочетании с другими относящимися к нему словами, примером чего могут служить слова Всевышнего:
«Поистине, отомстим[1] Мы грешникам (за всё)!»
Земной поклон, 22.
Кроме того, такие имена употребляются в тех случаях, когда используется слово "зу"[2] в сочетании с производным от подобного имени атрибутом, примером чего являются слова Аллаха
Всевышнего:
«...ведь Аллах - Всемогущий, Обладающий (возможностью) отмщения[3]».
Семейство Имрана, 4.
[1] В арабском тексте использовано причастие действительного залога множественного числа "Мунтакимуна". буквально — "Отмщающие".
[2] - "Зу" - имеющий; обладающий.
[3] Зу интикам.
Вопрос 56. Ранее уже упоминалось о том, что среди атрибутов Аллаха Всевышнего есть атрибуты сущностные и атрибуты действия. Какие примеры сущностных атрибутов встречаются в Коране и сунне?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«А Его руки простёрты[1]...» Трапеза,64.
«Всё сущее тленно, кроме лика Eгo.» Рассказ, 88.
«А вечно пребудет лишь лик Господа твоего, Обладателя величия и Почитаемого.»
Милостивый 27
«...чтобы взрастили тебя пред оком Моим». Та ха, 39.
«Сколь прекрасно Он видит и слышит!» Пещера, 26.
«Поистине, Я - с вами (и) Я (всё) слышу и вижу.» Та ха, 46
«(Он) знает, что их ждёт и что у них позади, а сами они (об этом) не знают.»
Та ха, 110
«...и Аллах говорил с Мусой (непосредственно),» Женщины, 164.
«И вот, обратился Господь твой к Мусе: "Ступай к людям несправедливым..." »
Поэты, 10
«И обратился Он к ним (обоим): "Разве не запрещал Я вам (вкушать плоды) этого древа...?!"»
Преграды, 22.
Аллах Всевышний также сказал:
«И в тот День, когда Он обратится к ним и скажет: "Что вы ответили посланникам?"
Рассказ, 65
Соответствующие примеры есть и в других аятах.
Сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Покровом для Него служит свет, а если Он сбросит (этот покров), то сияние лика (Аллаха) непременно сожжёт все (те) Его создания, которых достигнет взор Его».
Муслим
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Правая рука Аллаха полна, и не уменьшает (того, что в ней есть,) щедрое расходование ночью и днём. Скажите мне, сколько израсходовал Он со времени сотворения небес и земли, когда «престол Его покоился на воде»[2], а ведь ничто не уменьшилось в правой руке Его! А в другой руке Его - изобилие[3] (или:... сжатие)[4], и Он возвышает и принижает».
Муслим
В хадисе об Антихристе сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, Аллах не останется скрытым от вас, поистине, Аллах не является кривым[5]», - сказав же это, он указал рукой на свой глаз.»
аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что обращаясь к Аллаху с мольбами о помощи в том или ином деле, пророк, (с.г.с.), говорил:
«О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)!»
/Аллахумма, инни acтaxиpy-кя би-'ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя ва ас'алю-кя мин фадли-кя-ль-'азым, фа инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та'ляму ва ля а'ляму, ва Анта 'Алляму-ль-гуййуб! /
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, обращаетесь вы со своими мольбами не к глухому и не к отсутствующему, обращаетесь вы с ними к Слышащему, Видящему, Близкому!»...
Муслим, Ахмад, аль-Бухари.
А в хадисе о воскресении сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Аллах Всевышний скажет: "О Адам!", -и он (отзовётся): "Вот я перед Тобой!"»
Aль-Бухари, Муслим
И известно великое множество других хадисов, в которых сообщается о том, что Аллах станет говорить со Своими рабами в День воскресения, и что Он станет говорить с обитателями рая и т.д.
[1] То есть: Он щедр как никто другой.
[2] - См.: "Худ", 7. Имеется в виду, что до создания небес и земли престол /арш/ Аллаха покоится на воде.
[3] Имеются и виду щедрость и всевозможные благодеяния.
[4] - Здесь под "сжатием" (кабд) подразумевается смерть. Сомнение передатчика объясняется тем, что по написанию слова "изобилие' (файд) и «сжатие» (кабд) сходны и отличие между ними состоит только в количестве диакритических точек, которые ставятся над арабскими буквами или же под ними.
[5] Здесь - указание на то, что Антихрист (аль-Macиx аль-кяззаб или же аль-Macиx ад-даджжаль), последний искуситель людей перед наступлением Дня воскресения, который объявит себя богом, будет одноглазым.