101. Какие указания на испытания могилы и блаженство или мучения, ожидающие там людей, имеются в сунне?
Ответ. Достоверных хадисов, указывающих на это, известно очень много. К их числу относится хадис, передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах.
Анас сообщил, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«После того, как раба (Аллаха) укладывают в его могилу, а его товарищи покидают его и он слышит стук их сандалий, к нему являются два ангела, усаживают его и спрашивают: "Что говорил ты об этом человеке, Мухаммеде, (с.г.с.)?''
И верующий ответит: "Свидетельствую, что он - раб Аллаха и посланник Его ", - после чего ему будет сказано: "Посмотри на своё место в огне: Аллах заменил тебе его на место в раю! ", - и он увидит оба этих места.
Что же касается лицемера и неверного, то когда его спросят: "Что говорил ты об этом человеке?", - то он ответит: "Не знаю, я говорил то, что говорят люди!", -и тогда ему скажут: "Ты не знал и не читал[1]!", - а потом ему нанесут удар железным молотком, и он издаст крик, который услышит всё то, что находится рядом с ним, кроме джиннов и людей».
Муслим
И к числу их относится хадис, передаваемый со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.
Он сообщил, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, когда кто-нибудь из вас умирает, ему показывают его место утром и вечером, и если он относится к обитателям рая, то (ему показывают его место' среди обитателей рая, если же он относится к числу тех, кто окажется в огне, то /ему показывают его место/ среди обитателей огня, и ему говорят: "Это место {останется} за тобой, пока не воскресит тебя Аллах в День Воскресения! "»
Муслим.
И к числу их относится известный хадис, в котором сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, оба они подвергаются мучениям..,»[2]
И к числу их относится хадис, передаваемый со слов Абу Аййуба, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Однажды пророк, (с.г.с.), вышедший (из дома) после захода солнца, услышал (на-
водящий ужас) звук и сказал:
«Это иудеев подвергают мучениям в их могилах»".
Аль-Бухари, Муслим.
И к числу их относится хадис, передаваемый со слов Асмы, да будет доволен ею Аллах, которая сообщила, что однажды посланник Аллаха, (с.г.с.), обратившийся к людям с проповедью, упомянул о том испытании, которому человек подвергнется в своей могиле, и когда он рассказал об этом, мусульмане стали громко кричать[3]. Аль-Бухари
И к числу их относится хадис, передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:
"И я не видела, чтобы посланник Аллаха, (с.г.с.), после молитвы не обращался бы к Аллаху с мольбой о защите от мучений могилы".
Аль-Бухари, Муслим
И к числу их относится рассказ о затмении солнца, где сообщается, что пророк, (с.г.с.), велел людям молить Аллаха о защите от мучений могилы[4].
Вопрос 102. Какие указания существуют на то, что люди будут воскрешены и восстанут из могил?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«О люди! Если вы испытываете сомнения относительно (возможности) воскресения, то (вспомните, что) Мы сотворили вас из праха, потом - из (капли) семени, потом - из сгустка крови, потом - из кусочка плоти, явного, но ещё не оформившегося, и (всё это) Мы разъясняем вам.
Мы помещаем в утробах, что пожелаем, до установленного срока, а потом извлекаем вас как младенцев, потом достигаете вы зрелости, но некоторые из вас будут упокоены (раньше), другие же доживут до такого преклонного возраста, что позабудут всё, что знали.
Ты видишь землю ссохшейся, но когда Мы ниспосылаем на неё воду, она набухает, вздымается и порождает всякие прекрасные пары (растений). И всё это (происходит лишь) потому, что Аллах - Истинный, и Он (способен) оживлять мёртвых и Он всё может, и потому что Час этот, в котором нет сомнения, (непременно) наступит и потому что Аллах воскресит тех, кто (покоится) в могилах.»
Хадж, 5-7.
«Он – Тот, кто создаёт творение (в первый раз), а потом повторит его, и это для Него ещё легче.»
Румы 27
«. . .как создали Мы всё в первый раз, так и повторим это.»
Пророки, 104
«И говорит человек[5]: "Неужели после того, как я умру, действительно выведут меня (из могилы) живым?!" О Разве не помнит (такой) человек, что раньше Мы уже создали его, (хотя) и был он (до этого) ничем?»
Марйам, 66-67.
«Неужели не видит человек, что сотворили Мы его из (капли) семени?! И тем не менее вступает он в пререкания открыто! И приводит он Нам притчи, забыв (о том, кем) он был сотворён, и говоря: "Кто же оживит истлевшие кости?"
Скажи: "Оживит их Тот, который создал их в первый раз и который осведомлён о любом творении! (Он) - Тот, кто зажёг для вас огонь из зелёного дерева, а теперь вы от него зажигаете."
Неужели же Тот, кто создал небеса и землю, не в силах создать подобного им?! Конечно, в силах, ведь Он - Творец, Мудрый! Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему только сказать: "Будь!", - и это возникает. Слава Тому, в чьих руках безраздельная власть надо всем и к Кому вы будете возвращены!»
Йасин, 77-83
«Неужели не видят они, что Аллах, который сотворил небеса и землю, не утомившись от их сотворения, способен оживлять и мёртвых?! Да, поистине, Он всё может!»
Пески, 33.
Аллах Всевышний также сказал:
«К знамениям Его относится и то, что ты видишь землю иссохшей, но когда мы ниспосылаем на неё воду, она вздымается и разбухает. Поистине, ожививший её оживит и покойников. Поистине, Он всё может!»
Разъяснены, 39.
В пример можно было привести и другие аяты.
И Аллах Всевышний часто приводит в пример то, как Он оживляет землю водой, и земля, которая была до этого мёртвой и иссохшей, разбухает и покрывается зелёным убранством.
Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«Между двум трубными гласами (пройдёт) сорок» — , когда же Абу Хурейру, да будет доволен им Аллах, спросили, о чём идёт речь: о днях, месяцах или годах, он отказался отвечать.
И он сообщил, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«А потом Аллах ниспошлёт с небес воду, и (люди) станут расти подобно траве. И не останется от человека ничего, что не истлело бы, кроме одной кости, а именно — копчика, и с него начнётся творение в день Воскресения».
Аль-Бухари, Муслим.
[1] То есть: не читал Коран. Здесь подразумевается, что этот человек не обладал знанием сам и не следовал за теми, кто обладает знанием.
[2] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. В конце его сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, оба они* подвергаются мучениям не за большой грех (, по их мнению): один из них был сплетником, а другой не закрывался от собственной мочи».
*Имеются в виду покойные, голоса кoтopыx услышал пророк, (с.г.с.), проходивший мимо их могил.
[3] Имеется в виду, что слова пророка, (с.г.с.), так сильно подействовали на людей, что они стали кричать от страха.
[4] Рассказ об этом является частью длинного хадиса. Приводимого аль-Бухари.
[5] Здесь имеется в виду неверный, отрицающий возможность воскресения после смерти.