Найти тему

ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ ПО ВЕРОУЧЕНИЮ ИСЛАМА

101. Какие указания на испытания могилы и бла­женство или мучения, ожидающие там людей, имеются в сунне?

Ответ. Достоверных хадисов, указывающих на это, извест­но очень много. К их числу относится хадис, передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах.

Анас сообщил, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«После того, как раба (Аллаха) укладывают в его могилу, а его товарищи покидают его и он слышит стук их сандалий, к нему являются два ангела, усаживают его и спрашивают: "Что говорил ты об этом человеке, Мухаммеде, (с.г.с.)?''

И верую­щий ответит: "Свидетельствую, что он - раб Аллаха и послан­ник Его ", - после чего ему будет сказано: "Посмотри на своё место в огне: Аллах заменил тебе его на место в раю! ", - и он увидит оба этих места.

Что же касается лицемера и неверно­го, то когда его спросят: "Что говорил ты об этом человеке?", - то он ответит: "Не знаю, я говорил то, что говорят люди!", -и тогда ему скажут: "Ты не знал и не читал[1]!", - а потом ему нанесут удар железным молотком, и он издаст крик, который услышит всё то, что находится рядом с ним, кроме джиннов и людей».

Муслим

И к числу их относится хадис, передаваемый со слов Абдуллаха бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими.

Он сообщил, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, когда кто-нибудь из вас умирает, ему показыва­ют его место утром и вечером, и если он относится к обитате­лям рая, то (ему показывают его место' среди обитателей рая, если же он относится к числу тех, кто окажется в огне, то /ему показывают его место/ среди обитателей огня, и ему говорят: "Это место {останется} за тобой, пока не воскресит тебя Аллах в День Воскресения! "»

Муслим.

И к числу их относится известный хадис, в котором сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, оба они подвергаются мучениям..,»[2]

И к числу их относится хадис, передаваемый со слов Абу Аййуба, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Однажды про­рок, (с.г.с.), вышедший (из дома) после захода солнца, услышал (на-

водящий ужас) звук и сказал:

«Это иудеев подвергают мучениям в их могилах»".

Аль-Бухари, Муслим.

И к числу их относится хадис, передаваемый со слов Асмы, да будет доволен ею Аллах, которая сообщила, что однажды по­сланник Аллаха, (с.г.с.), обратившийся к людям с проповедью, упомянул о том испытании, которому человек подвергнется в своей могиле, и когда он рассказал об этом, мусульмане стали громко кричать[3]. Аль-Бухари

И к числу их относится хадис, передаваемый со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала:

"И я не видела, что­бы посланник Аллаха, (с.г.с.), после молитвы не обращался бы к Аллаху с мольбой о защите от мучений могилы".

Аль-Бухари, Муслим

И к числу их относится рассказ о затмении солнца, где сооб­щается, что пророк, (с.г.с.), велел людям молить Аллаха о защите от мучений могилы[4].

Вопрос 102. Какие указания существуют на то, что люди будут воскрешены и восстанут из могил?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«О люди! Если вы испытываете сомнения относительно (воз­можности) воскресения, то (вспомните, что) Мы сотворили вас из праха, потом - из (капли) семени, потом - из сгустка крови, потом - из кусочка плоти, явного, но ещё не оформившегося, и (всё это) Мы разъясняем вам.

Мы помещаем в утробах, что по­желаем, до установленного срока, а потом извлекаем вас как младенцев, потом достигаете вы зрелости, но некоторые из вас будут упокоены (раньше), другие же доживут до такого преклон­ного возраста, что позабудут всё, что знали.

Ты видишь землю ссохшейся, но когда Мы ниспосылаем на неё воду, она набуха­ет, вздымается и порождает всякие прекрасные пары (растений). И всё это (происходит лишь) потому, что Аллах - Истинный, и Он (способен) оживлять мёртвых и Он всё может, и потому что Час этот, в котором нет сомнения, (непременно) наступит и потому что Аллах воскресит тех, кто (покоится) в могилах.»

Хадж, 5-7.

«Он – Тот, кто создаёт творение (в первый раз), а потом повторит его, и это для Него ещё легче.»

Румы 27

«. . .как создали Мы всё в первый раз, так и повторим это.»

Пророки, 104

«И говорит человек[5]: "Неужели после того, как я умру, дей­ствительно выведут меня (из могилы) живым?!" О Разве не по­мнит (такой) человек, что раньше Мы уже создали его, (хотя) и был он (до этого) ничем?»

Марйам, 66-67.

«Неужели не видит человек, что сотворили Мы его из (кап­ли) семени?! И тем не менее вступает он в пререкания от­крыто! И приводит он Нам притчи, забыв (о том, кем) он был сотворён, и говоря: "Кто же оживит истлевшие кости?"

Скажи: "Оживит их Тот, который создал их в первый раз и который осведомлён о любом творении! (Он) - Тот, кто зажёг для вас огонь из зелёного дерева, а теперь вы от него зажигаете."

Неужели же Тот, кто создал небеса и землю, не в силах создать подобного им?! Конечно, в силах, ведь Он - Творец, Мудрый! Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему только сказать: "Будь!", - и это возникает. Слава Тому, в чьих руках безраздельная власть надо всем и к Кому вы будете возвращены!»

Йасин, 77-83

«Неужели не видят они, что Аллах, который сотворил небе­са и землю, не утомившись от их сотворения, способен ожив­лять и мёртвых?! Да, поистине, Он всё может!»

Пески, 33.

Аллах Всевышний также сказал:

«К знамениям Его относится и то, что ты видишь землю ис­сохшей, но когда мы ниспосылаем на неё воду, она вздымается и разбухает. Поистине, ожививший её оживит и покойников. Поистине, Он всё может!»

Разъяснены, 39.

В пример можно было привести и другие аяты.

И Аллах Всевышний часто приводит в пример то, как Он оживляет землю водой, и земля, которая была до этого мёртвой и иссохшей, разбухает и покрывается зелёным убранством.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что по­сланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Между двум трубными гласами (пройдёт) сорок» — , когда же Абу Хурейру, да будет доволен им Аллах, спросили, о чём идёт речь: о днях, месяцах или годах, он отказался отвечать.

И он сообщил, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«А потом Аллах ниспошлёт с небес воду, и (люди) станут ра­сти подобно траве. И не останется от человека ничего, что не истлело бы, кроме одной кости, а именно — копчика, и с него начнётся творение в день Воскресения».

Аль-Бухари, Муслим.

[1] То есть: не читал Коран. Здесь подразумевается, что этот человек не обладал знанием сам и не следовал за теми, кто обладает знанием.

[2] Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим. В конце его сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:

«Поистине, оба они* подвергаются мучениям не за большой грех (, по их мнению): один из них был сплетником, а другой не закрывался от собственной мочи».

*Имеются в виду покойные, голоса кoтopыx услышал пророк, (с.г.с.), проходивший мимо их могил.

[3] Имеется в виду, что слова пророка, (с.г.с.), так сильно подей­ствовали на людей, что они стали кричать от страха.

[4] Рассказ об этом является частью длинного хадиса. Приводимого аль-Бухари.

[5] Здесь имеется в виду неверный, отрицающий возможность вос­кресения после смерти.