67. Что означают слова пророка, который сказал о прекраснейших именах «...войдёт в рай тот, кто станет перечислять их»[1]?
[1] Здесь: указание на приводимый аль-Бухари и Муслимом хадис, в котором сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал: «Поистине есть у Аллаха девяносто девять имён, а тот, кто станет перечислять их, войдёт в рай».
Ответ. Этим словам давались различные толкования.
Так, например, они означают, что все имена Аллаха следует помнить, а также обращаться к Аллаху со своими мольбами и воздавать Ему хвалу, используя их.
И они означают, что раб Аллаха должен приучать себя к тому, на что указывают эти имена и чему позволительно подражать, стараясь, к примеру, быть милостивым и милосердным, при том условии, что раб действительно может обладать подобными качествами по мере своих возможностей.
Что касается таких атрибутов Аллаха как Могучий (аль-Джаббар), Великий (аль-'Азым) или Возвеличивающийся (аль-Мутакаббир), то рабу следует признавать их, смиряться пред ними и не пытаться украсить себя ни одним из подобных атрибутов.
Если же говорить об атрибутах, которые имеют отношение к обещанию, примером чего могут служить такие имена Аллаха как Прощающий (аль-Гафур), Благодарный (аш-Шакур), Милующий (аль-'Афу), Сострадательный (ар-Рауф), Кроткий (аль-Халим), Великодушный (аль-Джавад) и Щедрый (аль-Кярим)[1], то рабу следует ограничиться желанием и стремлением[2].
И, наконец, если говорить о таких атрибутах Аллаха, которые имеют отношение к угрозам, примером чего могут служить такие имена как Всемогущий (аль-'Азиз), Обладающий (возможностью) отмщения (Зу интикам). Суровый в наказании (Шади-ду-ль-'икаб) или Скорый в расчёте (Сари'у-ль-хисаб), то рабу следует ограничиться страхом.
И слова пророка, (с.г.с.), указывают на то, что рабу следует принести свидетельство об истинности смысла этих имён и отдавать им должное, зная их и поступая так, как должен поступать раб.
Примером может служить тот, кто свидетельствует, что Аллах Всевышний превосходит Свои творения и возвышается над ними, что Он утвердился на Своём троне, будучи отделённым от Своих созданий и в то же время обладая знанием о их в полной мере и распространяя на них Своё могущество, и т.д.
И такой человек служит Аллаху сообразно вышеупомянутому качеству Всевышнего, вследствие чего в сердце его возникает стремление к Аллаху и он начинает вести с Ним тайные беседы потупив взор и стоя пред Ним подобно тому, как покорный раб стоит перед могущественным властителем, чувствуя, что все его слова и дела возносятся к Нему и представляются Ему, и в силу этого стыдясь сказать или сделать что-нибудь такое, что, оказавшись в этих вышних сферах, покрыло бы его позором, и видя, что веления и распоряжения Аллаха постоянно нисходят ко всем концам различных миров, посредством чего Он управляет и распоряжается всем,
умерщвляя и оживляя,
прославляя и унижая,
опуская и возвышая,
даруя и лишая,
отводя бедствия и насылая их, изменяя положение людей и единолично распоряжаясь Своими владениями,
над которыми больше никто, кроме Него, не властен, многими иными путями.
Что же касается Его распоряжений, то, в соответствии с Его волей, они находят путь ко всему, ведь Аллах Всевышний сказал:
«Он распространяет (Своё) веление[1] с неба на землю, после чего оно (снова) восходит[2] к Нему в течение дня, равного тысяче лет по вашему счёту.»
Земной поклон, 5.
И тому, чьи познания и чьё служение в полной мере сообразуются с тем, о чём было сказано выше, достаточно одного лишь его Господа.
То же самое относится и к тем, кто свидетельствует о всеобъемлющем знании Аллаха, о Его слухе, зрении, жизни, вечном существовании и прочих атрибутах, однако способностью такого свидетельства были наделены только приближенные из числа опередивших других в вере.
Вопрос 68. Что является противоположностью признания Аллаха единственным обладателем вышеупомянутых имён и атрибутов?
Ответ. Противоположностью этого являются всевозможные отклонения в том, что имеет отношение к именам, атрибутам и знамениям Аллаха. Подобные отклонения бывают трёх видов:
1 - Отклонение многобожников, отрицавших истинный смысл имён Аллаха Всевышнего и нарекавших этими именами идолов, что-то добавляя к ним, что-то отнимая и образовывая от слова аль-Илях (Бог) имя аль-Лят, от имени Всемогущий (аль-'Азиз) - имя аль-'Узза, а от имени Оказывающий благодеяния (аль-Маннан) - имя Манат.[3]
2 - Отклонение мушаббихитов[4], которые давали свои объяснения тому, как именно следует толковать атрибуты Аллаха Всевышнего, и уподобляли их свойствам людей. Отклонение такого рода является подобием отклонения многобожников, поскольку одни приравнивали сотворённое к Господу миров, а другие низводили Его до уровня сотворённых форм, уподобляя Всевышнего и Пресвятого этим формам.
3 - Отклонение му'аттилитов[5], отрицавших атрибуты Аллаха и разделявшихся на две группы:
Некоторые из них признавали имена Всевышнего, но отрицали те атрибуты совершенства, которые эти имена в себе заключают. Они говорили: "Милостивый и Милосердный без милосердия, Знающий без знания, Слышащий без слуха, Видящий без зрения, Могущественный без могущества", - и т.д.
Другие же открыто и полностью отрицали как сами имена, так и их содержание, характеризуя Аллаха как абсолютное небытие, не имеющее ни имён, ни атрибутов.
Преславен Аллах! Он намного выше утверждений несправедливых, отрицающих и отклоняющихся, ведь Аллах Всевышний
сказал:
«(Он -) Господь небес, земли и того, что между ними, так поклоняйся же Ему и проявляй терпение[6] в поклонении (Аллаху). Разве известен тебе кто-нибудь ещё с таким именем?[7]».
Марйам, 65.
«Нет ничего, подобного Ему, и Он - Слышащий, Видящий.» Совет, 11
Аллах Всевышний также сказал:
«Он знает, что их ждёт и что у них позади, а сами они (об этом) не знают.»
Tа xа, 110
[1] Под велением (амр) подразумевается как предопределённое Аллахом, так и Его веление в сфере религии, иначе говоря, религиозный закон (шариат).
[2] Этим словам даются различные толкования, например: имеется в виду, что ангелы спускаются с Его велениями на землю, а потом снова поднимаются к Нему, рассказывая о делах Его рабов.
[3] Аль-Лят, аль-'Узза и Манат - имена богинь (идолов), которым поклонялись арабы до ислама.
[4] "Мушаббиха" (от "ташбих" - уподобление) - антропоморфисты, так или иначе представлявшие Аллаха в человеческом образе.
[5] "Му'аттиля" (от "та'тиль" - лишение; отрицание)-одно из названий му'тазилитов, отрицавших существование атрибутов Аллаха.
[6] Имеется в виду, что, поклоняясь Аллаху, следует прилагать все свои силы и стараться осуществлять его наилучшим образом.
[7] Имеется в виду имя Аллах. Общий смысл этих слов в том, что не существует ничего подобного Аллаху.
подписывайся на канал и узнавай новые сведения