Вопрос 69. Являются ли все виды признания единственности Аллаха (таухид) столь неразрывно связанными между собой, что нечто несовместимое с одним из его видов в то же время несовместимо и со всеми этими видами в целом?
Ответ. Да, они действительно неразрывно взаимосвязаны друг с другом, и поэтому впавший в многобожие в чём-то одном становится многобожником и во всём прочем. Примером этого могут служить обращения с мольбами к кому бы то ни было, кроме Аллаха, и обращение к кому-либо с просьбой о том, что по силам одному только Аллаху.
Подобные обращения являются не просто поклонением, но самой сутью поклонения, которое посвящается не Аллаху и является многобожием, несовместимым с признанием того, что божественной природой обладает только Аллах.
Что же касается обращений с просьбами об удовлетворении каких-либо потребностей, связанных со стремлением обрести благо или отвратить зло, когда человек считает, что кто-то иной помимо Аллаха способен решить этот вопрос, то это является проявлением многобожия, несовместимого с признанием Аллаха единственным Господом.
Объясняется это тем, что такой человек считает, что кто-либо ещё наряду с Аллахом способен распоряжаться чем-нибудь в Его владениях, ведь он обращается к другому со своими мольбами, не сомневаясь в том, что тот слышит его издалека и вблизи в любое время и в любом месте.
Некоторые люди даже не скрывают подобных вещей, а между тем подобные действия являются проявлением многобожия, несовместимого с убеждённостью в том, что только Аллах обладает определёнными именами и атрибутами, ведь это связано с признанием того, что кто-то ещё может обладать слухом, способным воспринимать всё звуки независимо от расстояния.
Таким образом, проявление многобожия в том, что имеет отношение к божественной природе Аллаха, неизбежно приводит и к многобожию, противоречащему признанию Аллаха единственным Господом и единственным обладателем определённых имён и атрибутов.
Вопрос 70. Какие указания на обязательность веры в ангелов имеются в Коране и сунне?
Ответ. В Коране имеется много таких указаний. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«...ангелы прославляют своего Господа и молят о прошении для тех, кто на земле.»
Совет 5
«Поистине, те, которые находятся при твоём Господе[1], не отказываются от поклонения Ему из гордыни, они славят Его и склоняются перед Ним в земных поклонах.»
Преграды.206
Аллах Всевышний также сказал:
«...кто бы ни был врагом Аллаху, и Его ангелам, и Его посланникам, и Джибрилу и Микаилу(, пусть знает, что,) поистине, Аллах - враг неверным.»
Корова, 98
Что же касается указаний сунны на обязательность веры в ангелов, то раньше мы уже приводили хадис о Джибриле и другие хадисы, а в "Сахихе" Муслима приводится хадис, в котором сообщается, что Аллах Всевышний создал их из света[2], и хадисов об ангелах известно великое множество.