Найти тему

ОБ ИСЛАМЕ. ВОПРОСЫ и ОТВЕТЫ

Вопрос 59. Являются ли прекраснейшие имена производ­ными от всех атрибутов действия или же все имена Аллаха известны из ниспосланных свыше откровений?

Ответ. Нет, все имена Аллаха Всевышнего известны только из ниспосланных откровений, и Его следует называть только так, как Он назвал Себя Сам в Своей Книге, или же так, как называл Его, Его посланник, (с.г.с.),

Что же касается действий Аллаха Всевышнего, о которых Он упоминает, то любое из них связано с похвалой и указывает на совершенство, однако не всё то, чем Аллах характеризует Себя, может использоваться в качестве имени, и не от каждой такой ха­рактеристики могут быть образованы имена.

С другой стороны, среди вышеупомянутых характеристик есть и такие, которые могут быть использованы в качестве имени. Так, например, Аллах Всевышний сказал:

« Аллах - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит.»

Румы, 40

И Он действительно называл Себя Творцом, Дающим сред­ства к существованию, Оживляющим, Умерщвляющим и Управ­ляющим.

Вместе с тем среди действий Аллаха, упомянутых Им Самим, есть и такие, которые совершались в качестве воздаяния и кото­рые в данном конкретном контексте заслуживают похвалы и свидетельствуют о совершенстве.

Так, например, Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, лицемеры (пытаются) обмануть Аллаха, но это Он обманывает[1] их!»

Женщины, 142.

«И они[2] пускались на хитрости, и Аллах (тоже) пошёл на хитрость[3] (, ведь) Аллах - лучший из прибегающих к хитростям![4]»

Семейство Имрана, 54.

Аллах Всевышний также сказал:

«Они забыли Аллаха, и Он забыл их».

Покаяние, 67

Однако применять вышеупомянутые атрибуты действия к Ал­лаху вне контекста соответствующих аятов недопустимо. Так, например, нельзя говорить, что Всевышний прибегает к хитрос­тям, обманывает, издевается или делает нечто подобное.

Точно также недопустимо называть его хитрецом, обманщиком или издевающимся, и ничего подобного никогда не скажет ни му­сульманин, ни разумный человек вообще, ведь Аллах Всемогу­щий и Великий не характеризовал Себя с помощью таких поня­тий как хитрость, козни или обман, если не считать тех случаев, когда речь шла о возмездии людям, неправомерно прибегавшим к подобным вещам.

Кроме того, известно, что справедливое воз­мездие за подобные действия рассматривается как доброе дело и со стороны сотворённого существа, так что же говорить о Все­знающем, Справедливом и Мудром Творце!

Вопрос 60. Что включают в себя такие имена Всевышне­го как Высокий (аль-'Али) и Высочайший (аль-А'ля) и ка­кое отношение они имеют к смыслу таких имён как Побеж­дающий (аз-Захир), Всеподчиняющий (аль-Кахир) и Воз­вышающийся (аль-Мута'али)?

Ответ. Такие имена как Высокий и Высочайший включают в себя указание на тот атрибут, производным от которого они являются. Иначе говоря, они содержат в себе указание на то об­стоятельство, что Аллах Всемогущий и Великий во всех отноше­ниях занимает наивысшее положение ('улювв).

Так, например, Всевышний возвышается над Своим троном и он выше всех Своих творений. Он отделён от них и наблюдает за ними, зная о том, что с ними происходит, и обладая столь пол­ным знанием обо всём, что не может укрыться от Него ничто.

И Он возвышается надо всем в том смысле, что Он всё под­чиняет Себе, и никто не может ни победить Его, ни соперни­чать с Ним, ни противостоять, ни мешать Ему. Всё покоряется Его величию, склоняется перед Его всемогуществом и подчи­няется Его величавости и всё находится в Его распоряжении и в Его подчинении, не имея возможности освободиться от Его власти.

И Он возвышается надо всем в том отношении, что Всемогу­щему, Великому, Всеблагому и Всевышнему присущи все атри­буты совершенства, что исключает возможность наличия у Него каких бы то ни было недостатков.

Все аспекты вышеупомянутого понятия возвышения надо всем прочим взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

[1] На самом деле Аллах Всевышний никогда и никого не обманыва­ет. Имеется в виду, что Он делает так, что попытки обмана со стороны людей оборачиваются против них и получается так, что они обманы­вают сами себя.

[2] - Здесь речь идёт о тех израильтянах, которые не уверовали в Ису, мир ему.

[3] То есть: сделал так, что их хитрости ни к чему не привели. В соот­ветствии с одним из толкований, здесь имеется в виду, что когда изра­ильтяне решили распять Ису, мир ему, Аллах вместо этого заставил их схватить одного из его преследователей, похожего на него, который и был распят.

[4] Иначе говоря, Он сильнее и проницательнее любого из них.