Вопрос 59. Являются ли прекраснейшие имена производными от всех атрибутов действия или же все имена Аллаха известны из ниспосланных свыше откровений?
Ответ. Нет, все имена Аллаха Всевышнего известны только из ниспосланных откровений, и Его следует называть только так, как Он назвал Себя Сам в Своей Книге, или же так, как называл Его, Его посланник, (с.г.с.),
Что же касается действий Аллаха Всевышнего, о которых Он упоминает, то любое из них связано с похвалой и указывает на совершенство, однако не всё то, чем Аллах характеризует Себя, может использоваться в качестве имени, и не от каждой такой характеристики могут быть образованы имена.
С другой стороны, среди вышеупомянутых характеристик есть и такие, которые могут быть использованы в качестве имени. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
« Аллах - (Тот,) кто создал вас, потом наделил вас средствами к жизни, потом Он умертвит вас, потом оживит.»
Румы, 40
И Он действительно называл Себя Творцом, Дающим средства к существованию, Оживляющим, Умерщвляющим и Управляющим.
Вместе с тем среди действий Аллаха, упомянутых Им Самим, есть и такие, которые совершались в качестве воздаяния и которые в данном конкретном контексте заслуживают похвалы и свидетельствуют о совершенстве.
Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, лицемеры (пытаются) обмануть Аллаха, но это Он обманывает[1] их!»
Женщины, 142.
«И они[2] пускались на хитрости, и Аллах (тоже) пошёл на хитрость[3] (, ведь) Аллах - лучший из прибегающих к хитростям![4]»
Семейство Имрана, 54.
Аллах Всевышний также сказал:
«Они забыли Аллаха, и Он забыл их».
Покаяние, 67
Однако применять вышеупомянутые атрибуты действия к Аллаху вне контекста соответствующих аятов недопустимо. Так, например, нельзя говорить, что Всевышний прибегает к хитростям, обманывает, издевается или делает нечто подобное.
Точно также недопустимо называть его хитрецом, обманщиком или издевающимся, и ничего подобного никогда не скажет ни мусульманин, ни разумный человек вообще, ведь Аллах Всемогущий и Великий не характеризовал Себя с помощью таких понятий как хитрость, козни или обман, если не считать тех случаев, когда речь шла о возмездии людям, неправомерно прибегавшим к подобным вещам.
Кроме того, известно, что справедливое возмездие за подобные действия рассматривается как доброе дело и со стороны сотворённого существа, так что же говорить о Всезнающем, Справедливом и Мудром Творце!
Вопрос 60. Что включают в себя такие имена Всевышнего как Высокий (аль-'Али) и Высочайший (аль-А'ля) и какое отношение они имеют к смыслу таких имён как Побеждающий (аз-Захир), Всеподчиняющий (аль-Кахир) и Возвышающийся (аль-Мута'али)?
Ответ. Такие имена как Высокий и Высочайший включают в себя указание на тот атрибут, производным от которого они являются. Иначе говоря, они содержат в себе указание на то обстоятельство, что Аллах Всемогущий и Великий во всех отношениях занимает наивысшее положение ('улювв).
Так, например, Всевышний возвышается над Своим троном и он выше всех Своих творений. Он отделён от них и наблюдает за ними, зная о том, что с ними происходит, и обладая столь полным знанием обо всём, что не может укрыться от Него ничто.
И Он возвышается надо всем в том смысле, что Он всё подчиняет Себе, и никто не может ни победить Его, ни соперничать с Ним, ни противостоять, ни мешать Ему. Всё покоряется Его величию, склоняется перед Его всемогуществом и подчиняется Его величавости и всё находится в Его распоряжении и в Его подчинении, не имея возможности освободиться от Его власти.
И Он возвышается надо всем в том отношении, что Всемогущему, Великому, Всеблагому и Всевышнему присущи все атрибуты совершенства, что исключает возможность наличия у Него каких бы то ни было недостатков.
Все аспекты вышеупомянутого понятия возвышения надо всем прочим взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
[1] На самом деле Аллах Всевышний никогда и никого не обманывает. Имеется в виду, что Он делает так, что попытки обмана со стороны людей оборачиваются против них и получается так, что они обманывают сами себя.
[2] - Здесь речь идёт о тех израильтянах, которые не уверовали в Ису, мир ему.
[3] То есть: сделал так, что их хитрости ни к чему не привели. В соответствии с одним из толкований, здесь имеется в виду, что когда израильтяне решили распять Ису, мир ему, Аллах вместо этого заставил их схватить одного из его преследователей, похожего на него, который и был распят.
[4] Иначе говоря, Он сильнее и проницательнее любого из них.