Вопрос 199. Что можно сказать о чудесах людей, близких к Аллаху (кярамату-ль-аулийа)?
Ответ. Такие чудеса действительно могут иметь место. Так называются связанные с ними сверхъестественные вещи, которые, однако, совершаются не ими самими и к которым сами они не стремятся.
Всё это через них совершает Аллах, даже если они и не знают об этом. Примером может служить история с юношами из пещеры[1], история о людях, которых завалило обломком скалы[2], а также история Джурайджа[3], и все эти чудеса имели отношение к чудесам их пророков.
Вот почему наибольшее количество величайших чудес было совершено в этой общине: объясняется это величием чудес её пророка и тем, в какой степени этот пророк был почтён Аллахом Всемогущим и Великим.
Известны сообщения о том, что случилось с Абу Бакром в период вероотступничества (ридда)[4], о том, что Умар, стоявший на минбаре мечети в Медине, обратился к Сарийи, который в это время находился в Шаме, и эти слова были им услышаны, и о том, как он написал письмо Нилу[5], о том, как во время завоевания Рума аль-'Аля бин аль-Хадрами направил своего коня в море[6] и тот пошёл по воде, о том, как Абу Муслим аль-Хауляни молился в огне, который разжёг для него аль-Асвад аль-'Анси[7], а также о многих других событиях такого рода, которые имели место с мусульманами как при жизни пророка, так и во времена сподвижников и тех, кто последовал за ними с чистыми сердцами, и которые происходили впоследствии, вплоть до наших дней, и ещё будут происходить до самого Дня воскресения.
И всё это по сути своей является не чем иным как чудесами нашего пророка, поскольку они получили возможность совершать подобное только благодаря следованию ему.
Если же нечто сверхъестественное совершает человек, не являющийся последователем этого пророка, то это является не чудом, а искушением и обманом, и такой человек относится к числу близких не к Милостивому, а к шайтанам, да упасёт нас от этого Аллах!
[1] Подробнее об этом рассказывается в "Аль-бидайа ва-н-нихайа", стр. 102 - 110. См. также: Коран, "Пещера", 8 - 25.
[2] Об этом сообщается в хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, где рассказывается о том, как троих людей завалило обломком скалы в пещере и как они обращались к Аллаху с просьбами о спасении, упоминая о благих делах, совершённых ими прежде.
[3] Об этом говорится в одном из хадисов, приводимом имамом Ахмадом, а также в "Аль-бидайа Ва-н-нихайа". Джурайдж был отшельником, которого несправедливо обвинили в прелюбодеянии.
Он обратился с просьбой о защитe к Аллаху, который помог ему, сделав так, что свидетельство о его невиновности принёс младенец, лежавший в колыбели.
[4] Имеется в виду отказ некоторых племён подчиняться власти халифа и выплачивать закят, в связи с чем Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, были предприняты походы против ряда арабских племён. См.: "Тарих аль-ислам" и "Табакат аль-машахир ва-ль-а'лям" аз-Захаби /3:20 - 25/.
[5] "Ан-нуджум аз-захира", 1/35; "Тариху-ль-хуляфа", 49.
[6] Аль-'Аля бин аль-Хадрами - один из предводителей мухаджиров и правитель Бахрейна, назначенный на эту должность посланником Аллаха, (с.г.с.).
[7] Абу Муслим аль-Хауляни - один из предводителей последователей, который принял ислам ещё при жизни посланника Аллаха, (с.г.с.), приехал в Медину во время правления Абу Бакра ас-Сид-дика, да будет доволен им Аллах.
Длинный рассказ об этом чуде приводится в "Тарих" Ибн Асакира (9/10) и "Маджму' аль-фатава" (11/ 279).