Вопрос 79. Является ли такой атрибут как слово сущностным атрибутом или атрибутом действия?
Ответ. С учётом связи слова с сущностью Аллаха Всемогущего и Великого и того обстоятельства, что Всевышний характеризуется им, данный атрибут является таким же сущностным атрибутом, как и знание Всевышнего, однако он является ещё и производным от Его знания и ниспосылается по знанию, ведь Аллах лучше всех знает о том, что Он ниспосылает.
С учётом же того обстоятельства, что эти слова произносятся по воле и желанию Аллаха, данный атрибут является атрибутом действия.
Вот почему наши праведные предшественники, да помилует их Аллах, говорили, что атрибут речи является одновременно и сущностным атрибутом, и атрибутом действия. Аллах Всевышний, слава Ему, уже в предвечности и безначальности характеризовался этим атрибутом, как продолжает характеризоваться и ныне, что же касается произнесения Им слов и обращения со словами к кому-либо, то это зависит от Его же желания и воли.
Это значит, что Он произносит Свои слова, если пожелает, когда пожелает и как пожелает, предоставляя возможность услышать их, кому пожелает, и речь Аллаха является Его атрибутом, не ограниченным никакими рамками и пределами.
Аллах Всевышний сказал:
«Скажи: "Будь (вода) моря чернилами для (записи) слов Господа моего, непременно иссякло бы море прежде чем иссякли бы слова Господа моего, даже если бы мы добавили ещё столько же чернил».
Пещера, 109.
«И если бы (превратились) все деревья земли в перья, после чего к морю (добавились бы воды) ешё семи морей, то (и тогда) не иссякли бы слова Аллаха.»[1]
Лукман, 27
Аллах Всевышний также сказал:
«Исполнилось слово[2] Господа твоего как истина[3] и (проявление) справедливости[4]. Никто не (в силах) заменить слова Его[5], (ведь) Он - Слышащий, Знающий!»
Скот, 115
Вопрос 80. Что является указанием на обязательность веры в посланников?
Ответ. Таких указаний в Коране и сунне имеется множество. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, и хотят отделить (веру в) Аллаха от (веры в) Его посланников и говорят при этом: "Мы веруем в одних посланников и не веруем в других", - желая избрать средний путь, — они и есть подлинно неверующие, а Мы уготовали неверующим унизительное наказание. Тем же, которые уверовали в Аллаха и в Его посланников и не делали меж ними никаких различий - им дарует Он их награды...»
Женщины, 150-152
Что же касается пророка, то сообщается, что он сказал:
«Я уверовал в Аллаха и посланников Его».
Апь-Бухари, Муслим
[1] Имеется в виду, что если бы эти перья и чернила были использованы, то их не хватило бы для того, чтобы описать все слова Аллаха.
[2] Имеются в виду установления и решения Аллаха.
[3] В данном случае подразумевается, что всё сказанное Аллахом является истиной. Имеется в виду также, что Аллах осуществил Свои обещания и угрозы, ниспослав Коран как новый религиозный закон, который отличается справедливостью, и посрамив лжецов.
[4] Указание на то, что веления и запреты Аллаха являются в высшей степени справедливыми.
[5] Здесь имеется в виду то, что Аллах пообещал уберечь Коран от всевозможных искажений. См. Аль-Хиджр, 9
подписывайся на канал и узнавай новые сведения