Вопрос 158. Что представляет собой неверие, проявляющееся в делах, но не ставящее человека вне рамок религии?
Ответ. Проявлением подобного неверия является всякое прегрешение, которое именуется неверием в Коране и сунне, хотя совершающий его и продолжает именоваться верующим. В пример можно привести слова пророка, (с.г.с.), который сказал:
«He становитесь после меня неверными, которые рубят друг другу головы».
Аль-Бухари, Муслим
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поношение мусульманина (свидетельствует о) нечестии, а сражение с ним -(о) неверии».
Аль-Бухари, Муслим
Таким образом, посланник Аллаха, (с.г.с.), назвал сражение мусульман друг с другом неверием, а тех, кто занимается этим, — неверными.
Кроме того, Аллах Всевышний сказал:
«А если две группы верующих станут сражаться (между собой), примирите их. Если же одна из них чинит по отношению к другой произвол, то сражайтесь с той (из них), что притесняет (другую), пока она не вернётся к велению Аллаха[1].
А когда она вернётся, примирите их между собой по справедливости и будьте беспристрастными.
Поистине, Аллах любит беспристрастных! Верующие - не кто иные как братья, а поэтому примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших и бойтесь Аллаха, чтобы вас помиловали».
Комнаты, 9-10.
Таким образом, Аллах Всевышний подтверждает, что они обладают верой и являются братьями по вере, ни в коей мере не отрицая этого.
А в аяте о воздаянии равным (кысас) Аллах Всевышний говорит:
«Что же касается того, кому будет прощено его братом (по вере), то (простивший должен) следовать одобряемому (шариатом[2], а виновному необходимо) выплатить должное как полагается[3]».
Корова, 178
Итак, и здесь Аллах Всевышний подтверждает принадлежность убийцы к братству в исламе, не отрицая этого.
Кроме того, сообщается, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«В то время, когда прелюбодей совершает прелюбодеяние, он верующим не является, и в то время, когда вор совершает кражу, он верующим не является, и в то время, когда человек пьёт вино, он верующим не является, а после (совершения подобного следует) принести покаяние».
Аль-Бухари, Муслим.
В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, (с.г.с.), также сказал:
«...и убийца, когда убивает, верующим не является».
Аль-Бухари, Муслим.
В третьей версии этого хадиса сообщается, что пророк, также сказал:
«...и когда грабитель силой отнимает что-нибудь на глазах у людей, он верующим не является».
Аль-Бухари, Муслим.
Всё вышеупомянутое указывает на то, что пророк, (с.г.с.), не считал, что прелюбодей, вор, пьющий вино и убийца полностью утрачивают веру при условии исповедания ими единобожия. А если бы он захотел сказать нечто подобное, то не стал бы сообщать о том, что тот умерший, который не отступится от принесённого им свидетельства единобожия до самой смерти, войдёт в рай, даже если он и совершал вышеупомянутые грехи, ведь в рай войдут только верующие.
Таким образом, говоря об этом, пророк, (с.г.с.), только хотел указать на уменьшение веры такого человека и её несовершенство. Если же говорить о неверии, то раб Аллаха впадает в него в том случае, когда совершает вышеупомянутые грехи, считая, что ему дозволено делать это, поскольку это означает, что он считает неправильными те места Корана и сунны, где указывается на запретность подобных вещей.
Становится он неверным и в том случае, если только считает это дозволенным, даже и не совершая ничего подобного, а Аллах Всевышний знает об этом лучше.
Вопрос 159. Раньше неверие, проявляющееся в действиях, было определено как малое неверие, но почему же тогда совершение поклонов перед идолами, выражение пренебрежения к Корану, поношение посланника, насмешки над религией и тому подобные вещи ставят человека вне религии?
Ответ. Знай, что четыре вышеупомянутых и подобные им действия являются проявлением неверия, находящего своё выражение в делах лишь в том смысле, что совершаются они с помощью различных частей тела, и это могут видеть люди. Однако совершение их может иметь место только в том случае, когда полностью прекращается совершение дел сердца, имеющих отношение к намерениям, искренности, любви и повиновению.
Таким образом, несмотря на то, что внешне все эти действия являются проявлениями неверия, находящего выражение в делах, они обязательно связаны с неверием, имеющим отношение к убеждениям, и могут совершаться либо отклонившимся от пути истинного лицемером, либо упорствующим ослушником.
И только это во время совершения похода на Табук заставило лицемеров делать то, о чём в Коране сказано так:
«....они произносили слова (свидетельствующие об их) неверии, и впали в неверие, приняв ислам, и задумали (совершить) то, что им не удалось.[4]»
Покаяние, 74
И в Коране о них сообщается также следующее:
«Если же ты спросишь их, они, конечно же, скажут: "Мы только забавлялись и играли." Скажи: "Не над Аллахом ли, Его аятами и Его посланником вы насмехались?" Не оправдывайтесь! Вы стали неверными после того, как уверовали[5]....».
Покаяние, 65-66
Кроме того, мы не определяли малое неверие исключительно как неверие, находящее своё выражение в делах, но говорили, что оно является таковым, если не имеет отношения к убеждениям и не противоречит ни словам, ни делам сердца.
[1] То есть: не согласится прекратить сражение и решить спорные вопросы в соответствии с шариатом.
[2] Имеется в виду, что если человек, имеющий право на воздаяние равным убийце, прощает его, то он не должен требовать от него невозможного, например, немедленной уплаты выкупа за кровь, если он беден.
[3] Иначе говоря, не затягивать с выплатой выкупа и не прибегать ни к каким уловкам, чтобы вообще избежать уплаты.
[4] В данном случае имеется в виду либо желание вызвать раздоры среди мусульман, либо заговор с цепью убийства пророка, (с.г.с.).
[5] То есть: вы обнаружили своё неверие после того, как в течение определённого времени своим поведением старались показать другим, что являетесь верующими.