134. Что является указанием на предвечное предопределение (ат-такдиру-ль-азали)?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«Какая бы беда ни случилась на земле или с вами, это уже было в Книге[1] до того, как Мы сотворили это.»
Железо, 22
Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Аллах записал судьбы Своих созданий за пятьдесят тысяч лет до создания небес и земли».
Он также сказал:
«И Его престол покоился на воде».
Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, первым, что создал Аллах Всевышний, был калям[2], которому Он сказал: "Записывай!" (Калям) сказал: "Господь Мой, что же мне записывать?" Сказал Он: "Записывай судьбы всего (сущего) вплоть до наступления Часа этого"».
Ат-Тирмизи, Ахмад, Абу Дауд
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«О Абу Хурайра, уже записано всё то, что случится с тобой».
Аль-Бухари, Ахмад.
Вопрос 135. Что является указанием на предопределение, связанное с жизнью в целом (aт-такдиру-ль-'умри) и имеющее отношение ко дню заключения договора?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«И вот Господь твой извлёк из сынов Адама, из чресел их, их потомство и взял с них свидетельство о них самих (, спросив): "Разве Я не Господь ваш?" Они сказали: "Да, мы свидетельствуем».
Преграды, 172.
Передают со слов Исхака Ибн Рахавийи, да будет доволен им Аллах, что какой-то человек обратился к пророку, (с.г.с.), с вопросом: "О посланник Аллаха, совершаются ли дела (самими людьми) или они были давно предрешены?" Он ответил:
«Поистине, когда Аллах Всевышний извлёк потомство Адама из его чресел. Он заставил их принести свидетельство о самих себе, а потом взял их в Свои руки и сказал: «Эти - для рая, а эти - для ада», - и тем, кто попадёт в рай, будет облегчено совершение дел обитателей рая, тем же, кто попадёт в ад. будет облегчено совершение дел обитателей ада».
Ат-Табарани
Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором сообщается, что Аб-дуллах бин Амр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
"(Однажды) к нам вышел посланник Аллаха, (с.г.с.), державший в своих руках две книги, и спросил: «Знаете ли вы, что это за книги?» Мы ответили: "Нет, о посланник Аллаха, если только ты не поведаешь нам. " Тогда о той Книге, что была у него в правой руке, он сказал:
«Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей рая, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никогда количество их не увеличится и не уменьшится». А потом он сказал о той Книге, что была у него в левой руке:
«Это - Книга от Господа миров, в которую были занесены имена обитателей ада, и имена их отцов и названия их племён, и были они перечислены там до последнего и теперь уже никогда количество их не увеличится и не уменьшится». (Услышав эти слова,) его сподвижники спросили: "О посланник Аллаха, если всё уже решено, зачем же тогда (стараться) совершать (благие) дела?!" Он сказал:
«Старайтесь придерживаться правильного и приближайтесь[3], ибо, поистине, тот, кто попадёт в рай, в конце концов станет совершать дела обитателей рая, что бы он ни делал раньше, а тот, кто окажется в аду, в конце концов станет совершать дела обитателей ада, что бы он ни делал раньше». А потом посланник Аллаха, (с.г.с.), сделал знак руками и отбросил их[4], после чего сказал:
«Господь ваш уже решил (судьбы) рабов (Своих): часть (их) попадёт в рай, а часть -в ад».
Ат-Тирмизи
Ат-Тирмизи, передавший этот хадис, сказал: "Этот хадис является хорошим, достоверным и неизвестным[5] ".
[1] Имеется в виду Сохраняемая Скрижаль /аль-Ляуху-ль-Махфуз/.
[2] "Калям" - перо, которым все судьбы мира ещё до его сотворения были записаны на Сохраняемом Скрижали.
[3] См. примечание к вопросу № 127.
[4] В данном случае речь может идти либо о вышеупомянутых Книгах, либо о совершении какого-то движения руками. Если имеются в виду Книги, то возможно, что пророк, (с.г.с.), державший их в руках, отправил эти Книги из мира этого в мир сокрытого.
[5] "Гариб"-так называются хадисы, передаваемые со слов только одного из сподвижников пророка, (с.г.с.).