Вопрос 163. Что может служить примером большого и малого лицемерия?
Ответ. Примеры большого лицемерия приведены в аятах, относящихся к началу суры "Корова". Аллах Всевышний также сказал:
«Поистине, лицемеры (думают, что) обманывают Аллаха, но это Он обманывает их![1]
А когда они встают на молитву, то встают неохотно, делая это напоказ людям, и лишь немного поминают Аллаха. Они колеблются между теми и этими[2], а для того, кого Аллах вводит в заблуждение, ты никогда не найдёшь пути.
О те, кто уверовал, не берите в покровители неверных (, предпочитая их) верующим! Неужели хотите вы предоставить Аллаху убедительный довод против самих себя? Поистине, лицемеры окажутся в нижнем слое огня, и никогда не найдёшь ты для них заступника.»
Женщины, 142-145
Аллах Всевышний также сказал:
«Когда лицемеры являются к тебе, они говорят: "Мы свидетельствуем, что ты - действительно посланник Аллаха", - и Аллах знает, что ты - действительно являешься Его посланником, и Аллах свидетельствует, что лицемеры действительно являются лжецами.»
Лицемеры, 1
В пример можно привести и другие аяты.
Что же касается лицемерия, которое меньше этого, то примером его может послужить то, о чем упомянул пророк, (с.г.с.), который сказал:
«Лицемера отличают собой три признака: когда он рассказывает, то лжёт, когда обещает, то нарушает (своё обещание), а когда ему доверяются, он предаёт[3]»,
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что пророк, (с.г.с.), сказал:
«Истинным лицемером является тот, кому присуши четыре (свойства), а отличающийся одним из них будет отмечен одним из свойств лицемерия, пока не избавится от него. (Четырьмя такими свойствами отличается тот, кто) предаёт, когда ему доверяются, лжёт, когда рассказывает (о чём-либо), поступает вероломно, когда заключает договор, и допускает беззакония, когда враждует (с кем-либо)».
Аль-Бухари, Муслим.
Вопрос 164. Каковы установления шариата относительно колдовства и колдунов?
Ответ. Колдовство действительно существует, что же касается его воздействия, то это - не более чем совпадение с предопределённым, как указал на это Аллах Всевышний, который сказал:
«И (люди) учились у них[4] тому, как разлучать мужа с его женой, однако с помощью этого они могли повредить кому-нибудь только с позволения Аллаха.»
Корова, 102
О воздействии колдовства сообщается также в достоверных хадисах[5].
Что же касается колдуна, то он является неверным, если его умение колдовать воспринимается им от шайтанов, как говорится .об этом в вышеупомянутом аяте из суры "Корова", ведь Аллах Всевышний сказал:
«И ни тот, ни другой не обучали никого, не предупредив (предварительно): "Поистине, мы только искушаем, не будь же неверующим!" И (люди) учились у них тому, как разлучать мужа с его женой, однако с помощью этого они могли повредить кому-нибудь только с позволения Аллаха.
И они обучались тому, что им вредит и не приносит пользы (, хотя и) знали, что в мире вечном не будет доли тому, кто приобрёл это[6]».
Корова, 102
[1] Это не следует понимать буквально. Имеется в виду, что Аллах сделает так, что попытки лицемеров обмануть Его в День воскресенья обернутся против них же самих.
[2] Здесь имеются в виду верующие и многобожники, между которыми лицемеры никак не могут сделать окончательный выбор.
[3] Здесь имеется в виду и то, что лицемер не возвращает доверенного ему имущества. Таким образом, речь идёт о всех тех, кто поступает вероломно.
[4] Здесь речь идёт об ангелах Харуте и Маруте, которые обучали людей колдовству в Вавилоне, предупреждая их об этом.
[5] Колдовство действительно может оказывать воздействие, чего не станет отрицать никто, кроме упорствующих или неверующих в то, что было ниспослано Мухаммаду, (с.г.с.), ведь даже он, лучший из людей и господин потомков Адама, подвергся воздействию колдовства одного человека из племени бану зурайк по имени Лябид Ибн аль-А'сам, что продолжалось в течение шести месяцев.
В "Фатх аль-Бари" Ибн Хаджар приводит слова аль-Мазири, который сказал: "Некоторые из приверженцев нововведений отрицали достоверность этого хадиса, утверждая, что он умаляет значение пророчества и внушает людям сомнение в нём.
Они говорили: "Несостоятельно всё то, что имеет подобный смысл ", - и утверждали, что допущение этого подрывает доверие к тем законам, которые они установит, так как если исходить из достоверности таких сообщений, то можно допустить и то, что пророк, (с.г.с.), видел Джибрила там, где на самом деле его не было, как и то, что ему только казалось, будто ему ниспосылаются откровения, тогда как на самом деле ему ничего не ниспосылалось",
Аль-Мазири также сказал: "Все подобные заявления должны быть отвергнуты, поскольку существуют указания на достоверность того, что пророк, (с.г.с.), передавал людям от Аллаха Всевышнего, и на то, что передавая это, он был защищён от всяких посторонних влияний.
Свидетельством, подтверждающим эту мысль, могут служить чудеса, а всё то, что указывает на противоположное, является несостоятельным.
Если же говорить о том, что связано с некоторыми мирскими делами, не ради которых он был послан к людям и не ради которых им было направлено послание, то он мог подвергаться воздействию этого как и все прочие люди, что касается, например, болезней.
Ввиду этого вполне можно допустить, что ему показалось что-нибудь не существовавшее на самом деле, если речь идет о мирских делах, тогда как а делах религиозных ему была обеспечена защита ".
[6] То есть: тому, кто научился колдовству вопреки запрету Аллаха.