Вопрос 149. Что в Коране и сунне служит указанием на необходимость творить благое (ихсан)?
Ответ. Указаний на это существует множество. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
«И творите добро - поистине, Аллах любит творящих его.»
Корова, 195.
«Поистине, Аллах - с богобоязненными и теми, кто творит благие дела.»
Пчёлы, 128
«А тот, кто (полностью) вручает своё дело Аллаху и творит добро, уже обрёл прочную опору.»
Лукман, 22
«Тем, которые совершали благие дела, - благое и с придачей….»
Йунус. 26
Аллах Всевышний также сказал:
«Разве станет воздаянием за благо что-нибудь, кроме блага?»
Милостивый, 60.
Что же касается пророка, то сообщается, что он сказал:
«Поистине, Аллах предписал оказывать благодеяния всему».
Муслим, ат-Тирмизи. Ибн Маджа
Вопрос 150. Что подразумевает собой осуществление поклонения должным образом (аль-ихсану фи-ль-'ибадати)?
Ответ. Этому понятию дал истолкование сам пророк, о чем сообщается в том хадисе, где рассказывается о вопросах, которые задавал пророку Джибрил. В этом хадисе сообщается, что Джибрил спросил: "Что такое чистосердечие (ихсан)?"
(Пророк) сказал:
«(Быть чистосердечным значит) поклоняться Аллаху так, будто ты видишь Его, а если ты Его не видишь, то -(помня о том, что) Он, поистине, видит тебя»
Аль-Бухари, Муслим.
Таким образом, пророк, разъяснил, что есть два вида чистосердечия:
1) Высшим из них является такое поклонение Аллаху, будто ты видишь Его, иначе говоря, положение того, кто как бы видит Аллаха воочию.
Здесь имеется в виду. что раб Аллаха действует так, будто он видит Аллаха Всевышнего сердцем своим, когда сердце его озаряется светом веры, а разум достигает глубин познания, в результате чего сокрытое для него уподобляется очевидному. Это и есть истинная суть чистосердечия.
2) Другим видом или же проявлением чистосердечия является положение человека, занятого наблюдением (муракаба),когда раб Аллаха ясно представляет себе, что Аллах видит его, знает о нём и находится поблизости от него.
Если раб представляет себе всё это, занимаясь своими делами и действуя сообразно этому, он будет проявлять искренность по отношению к Аллаху Всевышнему, так как это не позволит ему ни обращаться, ни стремиться к кому-либо иному помимо Аллаха.
Что же касается отличий между людьми, достигшими двух описанных нами выше ступеней, то они определяются степенью их проницательности.
подписывайся на канал и узнавай новые сведения