Вопрос 153. На сколько частей подразделяется большое неверие (аль-куфру-ль-акбар), ставящее человека вне рамок религии?
Ответ. Из всего того, что уже было сказано нами ранее, следует, что оно состоит из четырёх частей: неверие, выражающееся в форме невежества (джахль) и объявления ложью (такзиб)[1], неверие, выражающееся в форме непризнания (джухуд), неверие, выражающееся в форме упорства (,инад) и проявления высокомерия (истикбар), и неверие, выражающееся в форме лицемерия (нифак).
Вопрос 154. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме невежества и объявления ложью?
Ответ. Неверие такого рода может проявляться как внешне, так и внутренне, примером чего может служить поведение большей части неверных курайшитов и живших до них, о которых Аллах Всевышний сказал:
«. . . те, которые посчитали ложью Писание и то, с чем направили Мы Наших посланников. Но скоро они узнают[2] . . .»
Прощающий, 70.
«...и отстраняйся от невежественных !»
Преграды, 199.
«(О Мухаммад, подумай о том) Дне, когда Мы соберём из каждой общины толпу из тех, кто объявляет ложью Наши знамения, и будут они удержаны[3], а когда явятся (другие), Он скажет: "Неужели вы посчитали ложью Мои знамения, ничего не узнав о них? Так чем же вы были заняты?"»
Муравьи, 83-84
Аллах Всевышний также сказал:
«Но объявили они ложью то, чего не объемлют (своим) знанием и толкование чего пока ещё не пришло к ним.»
Йунус, 39
Указанием на это могут служить и другие аяты.
Вопрос 155. Что именно представляет собой неверие, выражающееся в форме непризнания?
Ответ. В данном случае речь идёт о сокрытии истины и внешнем неповиновении ей тех, кто признаёт её внутренне. Примером подобного неверия может служить неверие фараона и его народа в Мусу и неверие иудеев в Мухаммада, (с.г.с.). О неверии фараона и его народа Аллах Всевышний сказал так:
«И отвергли они их[4] в силу своей несправедливости и кичливости...»
Муравьи, 14
Что же касается иудеев, то о них Всевышний сказал:
«….когда пришло к ним то, о чём они знали[5], они не уверовали в это.»
Корова, 89
Аллах Всевышний также сказал:
«....однако, поистине, (некоторые) из них скрывают истину, (хотя) и знают (её)».
Корова, 146
[1] Речь идёт об объявлении ложью содержания ниспосланных свыше Писаний, иными словами, слов Аллаха Всевышнего, обращённых к людям, с одной стороны, и слов посланников и пророков, которых Аллах направлял к людям для того, чтобы они призывали их к исповеданию религии единобожия, с другой.
[2] То есть: узнают, каковы будут последствия их дел и их неверия.
[3] Имеется в виду, что подошедшие первыми будут удерживаться на месте, пока к ним не присоединятся остальные.
[4] Здесь речь идёт о чудесах Мусы.
[5] Речь идёт об описании пророка, (с.г.с.), известном иудеям из Торы.