136. Что является указанием на предопределение, связанное со всей жизнью человека в целом и имеющее отношение к первым этапам пребывания семени в утробе?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«Он лучше всех знает вас, когда сотворил вас из земли и когда были вы зародышами во чревах матерей ваших. Не обеляйте же[1] самих себя, ибо Он лучше всех знает о том, кто является благочестивым».
Звезда, 32.
Что же касается пророка, (с.г.с.), то сообщается, что он сказал:
«Поистине, каждый из вас формируется в чреве своей матери, оставаясь там в течение (первых) сорока дней (в виде семени), потом столько же в виде сгустка крови, потом столько же в виде маленького кусочка плоти, после чего (к нему) направляется ангел, который вдувает в него дух, и (ангел) получает веление (записать) четыре веши, и он записывает его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он является или злосчастным.
И клянусь Тем, помимо которого нет иного бога, поистине, любой из вас (может:) совершать дела обитателей рая, пока не приблизится к раю на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей ада и войдёт(в ад).
И, поистине, любой из вас (может) совершать дела обитателей ада, пока не приблизится к аду на расстояние локтя, (после чего сбудется) то, что было написано ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и войдёт ( в рай)».
Аль-Бухари
Известные и другие версии этого хадиса, передаваемые со слов различных сподвижников в иных выражениях, но все они заключают в себе один и тот же смысл.
Вопрос 137. Что является указанием на предопределение ночи могущества, имеющее отношение к событиям следующего года?
Ответ. Аллах Всевышний сказал:
«В эту ночь решается всякое мудрое дело[2] (согласно) Нашему велению, которое Мы посылаем...».
Дым, 4-5
Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
"В ночь могущества записывается с Сохраняемой Скрижали всё то, что произойдёт в следующем году и имеет отношение к смерти, жизни, уделу, дождю и даже паломникам, относительно которых говорится: "Такой-то совершит хаджж, такой-то совершит хаджж".[3]
[1] То есть: не восхваляйте и не оправдывайте.
[2] To есть: любое такое дело, для решения которого необходима мудрость Аллаха.
[3] Высказывания Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, и других вышеупомянутых авторитетных лиц по этому вопросу приводятся в "Ад-дурр аль-мансур". То же самое говорили аль-Хасан, Са'ид бин Джубаир, Мукатиль, Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами и другие.