Найти тему

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

138. Что является указанием на существование предопределения на каждый день?

Ответ. Аллах Всевышний сказал:

«...а Он каждый день занят делом.»

Милостивый, 29.

В "Сахихе" аль-Хакима сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

"Поистине, среди созданного Аллахом Всевышним есть и Со­храняемая Скрижаль (, сотворённая) из белой жемчужины. По­кров её из красного рубина, её калам из света и написанное в ней -свет.

Он смотрит в неё триста шестьдесят раз в день, и с каж­дым таким взглядом Он творит и посылает удел, оживляет и умер­щвляет, возвышает и унижает и делает Он, что пожелает, и в этом смысл Его слов:

«...а Он каждый день занят делом.»

Милостивый, 29.

Все вышеупомянутые виды предопределения являются чем-то вроде подробного изложения первого, предвечного предоп­ределения, которое Аллах Всевышний повелел записать каляму на Сохраняемой Скрижали, когда создал его.

Именно так тол­ковали Ибн Умар и Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, слова Всевышнего:

«...требовали Мы записывать[1] (всё,) что вы делали!»

Коленопреклонённые. 29.

А источником всего этого служит знание Аллаха, являющее­ся атрибутом Преславного и Всевышнего.

Вопрос 139. Что предполагает собой предопределённость счастья и злосчастия?

Ответ. Во всех ниспосланных свыше Писаниях, а также в соответствующих хадисах пророка, (с.г.с.), выражена мысль о том, что предопределённость всего не может служить препятстви­ем для деятельности, и не означает, что людям следует полагать­ся на это, наоборот, она обязывает их прилагать все силы ради совершения благих дел и стремиться к этому. Вот почему когда пророк, (с.г.с.), поведал своим сподвижникам о том, что всё предопределено, что это предопределение осуществляется и что чернила на каляме, которым было записано предопределённое, уже высохли, а один из них спросил: "Так не положиться ли нам то, что нам предопределено, и не отказаться ли от дел?", - он сказал в ответ: «Нет, действуйте, ведь каждому (будет) облегчено то, ради чего он создан!», -после чего прочитал аяты, в которых сказано:

«Что касается того, кто отдавал[2], и был богобоязненным и признавал наилучшее[3], то Мы облегчим ему (путь) к легчай­шему[4]. А тому, кто скупился[5], и обходился[6] и считал ло­жью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему[7]....».

Ночь, 5-10

Аллах Всевышний, слава Ему, предопределил всё то, чему суж­дено быть, и подготовил всё то, что должно послужить этому причиной. И Он проявил мудрость, даровав людям средства для жизни в мире этом и для достижения мира вечного и облегчив каждому из созданных Им людей совершение того, ради чего он был создан в обоих мирах. Таким образом, это Он устраивает и облегчает.

И если раб Аллаха знает, что обеспечение его интересов в мире вечном связано с определёнными средствами, используя кото­рые он может достичь желанной цели, он будет изо всех сил стараться прибегать к этим средствам, ставя их выше того, что связано с обеспечением его мирских интересов.

Очень хорошо понимал это тот сподвижник, который, услы­шав хадисы о предопределении, сказал: "Сейчас я буду старать­ся как никогда раньше!"

Что же касается пророка, то сообщается, что он сказал:

«Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки».

Муслим, Ахмад, Ибн Маджа[8]

Сообщается также, что когда пророка спросили: "Ска­жи мне, могут ли лекарства и заклинания, к которым мы прибега­ем, отвратить хоть что-нибудь из предопределённого Алахом?", он сказал в ответ: «Они (тоже) относятся к предопределению Аллаха», - имея в виду, что Аллах предопре­делил не только хорошее и дурное, но и всё то, что приводит к этому.

[1] То есть: Аллах требовал от ангелов заносить в эту Кингу все дела людей.

[2] Имеется в виду "отдавал должное" в широком смысле слова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха, как относительно материа­льных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и отно­сительно всех иных форм поклонения Ему.

[3] То есть: верил в истинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха и в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела.

[4] Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай.

[5] То есть: не расходовал во благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллаху должным образом.

[6] Иначе говоря, считал, что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами.

[7] Имеется в виду, что Аллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ко всему дурному, что в конце кон­цов приведёт такого человека в ад.

[8] Часть хадиса, передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет дово­лен им Аллах, который передал, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:

«Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим им, чем верующий слабый, хотя в каждом из них есть благо.

Стремись к тому, что принесёт тебе пользу, проси помощи у Аллаха и не опускай руки, а если постигнет тебя что-либо, не говори: "Если бы сделал я то-то и то-то!", - но говори: "Это предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал", - ибо эти "если" открывают шайтану путь к делам его!»