130. На сколько ступеней подразделяется вера в предопределение?
Ответ. Вера в предопределение подразделяется на четыре ступени:
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что знание Аллаха объемлет собой всё, и ничто, будь оно весом даже с пылинку не может ускользнуть от Него ни на небесах, ни на земле, что Всевышний знал обо всех Своих творениях ещё до того, как Он сотворил их, и что Он заранее знал о том, каков будет их удел и их срок, и знал о том, что они будут говорить и что будут делать, и знал об их движении и покое, и знал обо всех их явных и тайных проявлениях и знал о том, кто из них попадёт в рай, а кто окажется в аду.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что всё это было записано, иначе говоря, в то, что Всевышний записал всё, о существовании чего Он знал заранее, что включает в себя вера в существование Сохраняемой Скрижали[1] (аль-Ляуху-ль-Махфуз) и вера в калям[2].
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: вера во всепроникающую волю Аллаха и в Его всемогущество как в неотделимые друг от друга вещи, если говорить о том, что уже было и что обязательно будет, и как в то, что не является таковым, если говорить о том, чего не было и что не существует.
Таким образом, то, чего желает Аллах Всевышний, неизбежно появляется в силу Его могущества, если же говорить о том, чего Аллах Всевышний не желает, то это не возникает, поскольку нет на это воли Аллаха, но не потому, что Аллах неспособен, сделать это, ибо Всемогущий и Великий превыше этого.
Аллах Всевышний сказал:
«A Аллаха ничто не (может) сделать бессильным ни на небесах, ни на земле[3], ведь Он - Знающий, Могущественный.» Создатель, 44.
ЧЕТВЁРТАЯ СТУПЕНЬ: вера в то, что Аллах Всевышний является Создателем всего, в то, что нет ни на небесах, ни на земле, ни между ними ни одной пылинки, Создателем которой не являлся бы Аллах, и вера в то, что Он является Создателем действий и бездействия всего. Слава Ему, нет иного создателя и господа, кроме Него!
Вопрос 131. Что может служить указанием на первую ступень, которой является вера в знание?
Ответ: Аллах Всевышний сказал:
«Он - Аллах, помимо которого нет иного бога, Знающий сокрытое и явное.»
Собрание, 22
«... чтобы вы знали, ...что Аллах всё объял (Своим) знанием.»
Развод, 12
«И сказали те, кто не уверовал: "Не настанет для нас Час (этот)!" Скажи: "Нет, клянусь Господом моим, Ведающим о сокровенном, обязательно настанет для вас Час (этот)! Не укрывается от Него ничто даже весом с пылинку ни в небесах, ни на земле. И нет ничего такого, что было бы меньше или больше этого, чего не было бы в Писании ясном..."»
Саба, 3.
«И у него ключи к сокрытому[4]! Знает о них только Он.»
Скот, 59
«Аллах лучше всех знает, куда поместить Своё послание.» Скот 124
«Поистине, Господь твой лучше всех знает о тех, кто сбился с пути Его, и Он лучше всех знает о следующих правильным путём.»
Калям, 7
«Разве Аллах не знает о том, что (скрыто) в сердцах (обитателей) миров, лучше всех?»
Паук 10
«И вот сказал Господь твой ангелам: "Я назначу на земле наместника." Они сказали: "Неужели сделаешь Ты (наместником) на земле того, кто станет на ней грешить[5] и проливать кровь, тогда как мы воздаём Тебе хвалу и чтим Тебя свято[6]?!" Он сказал: "Поистине, Я знаю то, что вам неведомо."»
Корова, 30
Аллах Всевышний также сказал:
«Но, возможно будет вам ненавистно то, что является для вас благом, и, возможно, полюбите вы то, что является для вас злом: Аллах знает (об этом), а вы не знаете.»
Корова, 216,
Сообщается, что один человек спросил пророка, (с.г.с.),: "О посланник Аллаха, можно ли отличить тех, кто окажется в раю, от тех, кто попадёт в ад?"
Он ответил: «Да».
(Человек) спросил: "Так зачем же они (стараются) совершать (благие) дела?"
Пророк, (с.г.с.), сказал:
«Каждый будет делать то, ради чего он был создан (или: ...то, что для него было облегчено[7])».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается, что однажды пророка, (с.г.с.), спросили о детях многобожников[8], на что он ответил:
«Аллах лучше знает о том, что бы они стали делать».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«Поистине Аллах создал (одних) людей для рая, создав[9] их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов, и создал других для огня, создав их для него ещё в то время, когда они находились в чреслах своих отцов».
Муслим, Абу Дауд, Ахмад.
Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (с.г.с.), сказал:
«Поистине, может человек совершать то, что людям покажется делами обитателей рая[10], тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в аду, и, поистине, может человек совершать то, что людям покажется делами обитателей ада, тогда как (на самом деле) будет он из тех, кто окажется в раю».
Аль-Бухари, Муслим.
Сообщается также, что об этом посланник Аллаха, (с.г.с.), однажды сказал:
"Нет среди вас такого, о ком неизвестно было бы, какое место он займёте раю или в огне». (Люди) спросили: "О посланник Аллаха, так зачем же нам (стараться) делать (благие дела)? Не лучше ли положиться на это?" Он сказал:
«Нет, действуйте, ибо каждому облегчается (совершение) того, ради чего он был создан», - после чего прочитал следующие аяты:
«Что касается того, кто отдавал[11], и был богобоязненным и признавал наилучшее[12], то Мы облегчим ему (путь) к легчайшему[13]. А тому, кто скупился[14], и обходился[15] и считал ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему[16]».
Ночь, 5-10
Аль-Бухари, Муслим.
Указанием на это могут служить и другие хадисы.
[1] Небесный прототип всех Священных Писаний, где записаны все судьбы мира.
[2] "Калям" - перо, которым были сделаны записи в Сохраняемой Скрижали.
[3] Имеется в виду, что если Аллах пожелает сделать что-нибудь, то никто не сможет воспрепятствовать Его воле.
[4] " Гайб" - имеется в виду всё то, что известно одному лишь Аллаху и что Он может открыть, кому пожелает.
[5] В частности здесь имеется в виду, что люди станут впадать в великий грех многобожия.
[6] То есть: не допускаем но отношению к Тебе ничего такого, что не соответствовало бы высоте Твоего положения.
[7] Иными словами, каждый будет находить для себя лёгкими такие дела, совершение которых в конце концов приведёт его к тому месту, что было предопределено ему Аллахом изначально.
[8] Имеется в виду вопрос о том, в рай или в ад попадут дети многобожников, которые умерли в раннем возрасте, не успев совершить ни хороших, ни плохих дел.
[9] То есть: предопределив, что эти люди попадут в рай.
[10] То есть: такими делами, наградой за которые послужит для него рай.
[11] Имеется в виду "отдавал должное" в широком смысле слова, иначе говоря, выполнял веления Аллаха, как относительно материальных затрат (выплата закята, помощь неимущим и т.д.), так и относительно всех иных форм поклонения Ему.
[12] То есть: верил в истинность свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха и в то, что он получит воздаяние, обещанное Аллахом тем, кто верил в это и совершал благие дела.
[13] Речь идёт об облегчении положения человека в целом, а также об облегчении для него возможности совершения всего благого и отказа от всего дурного, что приведёт его в рай.
[14] То есть: не расходовал во благо себе и другим того, чем наделил его Аллах, и не поклонялся Аллаху должным образом.
[15] Иначе говоря, считал, что не нуждается в благодеяниях Аллаха и вполне обойдётся земными благами.
[16] Имеется в виду, что Аллах затруднит для него совершение всего благого и облегчит для него путь ко всему дурному, что в конце концов приведёт такого человека в ад.