13 февраля в мире отмечают День радио. Праздник этот молодой, впервые отмечался в 2012 году. Решение об учреждении было принято Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 2011 году.
Дата была выбрана не случайно. 13 февраля 1946 года впервые вышло в эфир «Радио ООН», станция которого располагалась в штаб-квартире Организации Объединенных Наций.
Слово «радио» происходит от латинского «radiare», сто в переводе означает «излучать, испускать лучи».
В двадцатые годы XX века радио становится важнейшим источником информации, в радиовещании большевики увидели огромный пропагандистский потенциал. Задача развития радиовещания была поставлена в Декрете от 1923 года «О радиостанциях специального назначения».
В 1924 году было организовано акционерное общество «Радиопередача», тогда же началось регулярное радиовещание, в эфир вышел первый выпуск «Радиогазеты РОСТА».
Есть два типа радиовещания: эфирное, когда распространение сигнала идет по радиоволнам, и проводное, для распространения сигнала используются провода. В СССР получило широкое распространение проводное радиовещание, что позволило охватить центральным вещанием всю страну.
Плюсы и минусы радиовещания
Плюсы радиовещания
- возможность восприятия «чистого» звука, подразумевается ситуация, когда слушатель концентрируется на звуке, не делит свое внимание с визуальным рядом,
- активация воображения слушателей,
- возможность прямого эфира, интерактивность, оперативность,
- условно бесплатное получение информации.
Минусы радиовещания
- принудительность, передачу можно слушать только во время ее выхода в эфир,
- предрасположенность использования радиовещания в качестве фона, что ведет к потере информации.
Классификация радиовещания
Современную структуру радиовещания можно классифицировать по следующим типам:
Тип собственности
- государственные радиостанции,
- коммерческие радиостанции (делятся на местные и франчайзинговые).
Охват аудитории
- общенациональные,
- региональные (краевые, областные, крупные города),
- локальные и местные (небольшие города, поселки, районы).
Тематическая направленность
- универсальные, спектр передач широк, от аналитических до развлекательных,
- информационные, специализирующиеся только на новостях,
- музыкальные.