Найти тему
ПОРТЯНКИ НАИЗНАНКУ

История Академии ФСБ России

Оглавление

Первые годы после революции

Создавая Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности при СНК РСФСР, руководство страны считало это временной мерой, направленной против контрреволюционных выступлений внутри государства. Но действительность сломала планы правительства и потребовала самого серьезного внимания к организации и укреплению не только армии, но и других силовых структур, в том числе и органов госбезопасности.

В то время перед ВЧК встал серьезный вопрос подбора сотрудников. Возглавили Комиссию революционеры-профессионалы (Ф.Э. Дзержинский, М.С. Кедров, И.К. Ксенофонтов, М.Я. Лацис, В.Р. Менжинский, Я.Х. Петерс, В.В.Фомин и др.), имевшие большой опыт противодействия органам безопасности царского времени, и отлично знавшие, что такое слежка, аресты, побеги из тюрем и ссылок. Воинские подразделения ВЧК состояли из профессиональных военных либо из людей, получивших боевой и служебный опыт в годы Первой мировой войны. Оперативные же подразделения и службы начинали «с чистого листа».

Ф.Э. Дзержинский с товарищами
Ф.Э. Дзержинский с товарищами

Трудности в подборе оперативного состава и следователей заключались в том, что сразу после революции новая власть категорически отвергала опыт деятельности Департамента полиции, Отдельного корпуса жандармов, других правоохранительных органов царской России, исключала возможность использования их сотрудников, а также форм и методов борьбы с политическими противниками.

В ЧК направлялись рабочие, крестьяне, солдаты и матросы, идейно убежденные, преданные делу революции, но не имевшие, как правило, даже примерного представления о своей будущей профессии. Крайне невысоким был у них и общеобразовательный уровень. Подготовка многих сотрудников началась с ликвидации неграмотности. Эта работа велась постоянно, в губчека создавались специальные кружки и школы, проводились индивидуальные занятия.

Политическая, военная и оперативная обстановка в стране постоянно осложнялась. Стало ясно, что о ликвидации ВЧК как временной организации говорить рано. Шла Гражданская война, усиливалась разруха, контрреволюция перешла от открытых к скрытым, тайным формам борьбы с Советской властью. Соответственно расширялись сферы деятельности сотрудников органов безопасности, создавались новые структуры, повышались требования к сотрудникам.

При назначении чекистов на конкретную должность все чаще учитывалось наличие у них специальных знаний и навыков, необходимых в работе. Ф.Э. Дзержинский отмечал, что, например, уполномоченный по политическим партиям обязан хорошо знать программы различных партий; в состав комиссий по религиозным делам необходимо включать лиц, знакомых со спецификой ведения следствия по делам верующих; в транспортных органах обязательно наличие знаний военного дела и железнодорожных правил. В «Инструкции следователям чрезвычайных комиссий по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией» подчеркивалось, что следователи должны иметь юридическое образование и обладать такими личными качествами, как выдержка, вежливость, корректность, а главное - наблюдательность.

Особое внимание уделялось подбору руководителей, которые должны были быть более подготовленными, образованными, глубже понимать сущность политики партии, обладать организаторскими способностями, навыками работы в коллективе и с коллективом.

Возрастающие требования к профессиональным и личным качествам оперативного состава и руководителей не могли быть реализованы только в процессе практической деятельности. Особенно это касалось разведывательной, контрразведывательной и юридической подготовки. Нужны были специальные учебные заведения с четкой системой обучения и повышения квалификации сотрудников органов безопасности.

Серьезным шагом в создании системы подготовки кадров было открытие курсов ВЧК. Впервые этот вопрос был поставлен Коллегией ВЧК 5 апреля 1918 г. Члены Коллегии высказались за образование специальных курсов для разведчиков и комиссаров с привлечением к преподаванию на них опытных руководителей.

Открытие курсов ВЧК состоялось в сентябре 1918 г. Их слушателями стали сотрудники чрезвычайных комиссий, а также партийные и советские работники. В принятом Положении об инструкторских курсах при ВЧК отмечалось, что они должны готовить заведующих отделами ЧК, следователей, комиссаров, разведчиков и организаторов-инструкторов.

-3

Первыми учебными пособиями чекистов стали подготовленные в 1918 г. документы, регламентировавшие обязанности и права сотрудников ВЧК: «Инструкция следователям ВЧК», «Инструкция для следователей и комиссаров дежурных отделов», «Инструкция по борьбе со спекуляцией», «Обязанности работающих по политическому розыску», «Правила производства дознания», «Инструкция для наружного наблюдения разведчика», «Краткие указания для ведения разведки», «Инструкция пограничным ЧК и комиссарам Комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией» и др.

К проведению занятий привлекались руководящие сотрудники и члены Коллегии ВЧК.

Зарождение школы

Окончание Гражданской войны, переход к НЭПу потребовали коренной перестройки всей системы подготовки сотрудников органов безопасности. Учитывая важность повышения уровня подготовки кадров, Ф.Э. Дзержинский писал: «Прошли те времена, когда мы противопоставляли контрреволюции только беззаветную смелость сотрудников органов безопасности и большевистскую преданность. Теперь к этим ценным качествам необходимо добавить хорошую выучку, образованность, отличное знание своего дела».

В первую очередь было признано целесообразным увеличить срок обучения на курсах до трех месяцев, установить для них постоянные штат и структуру. 29 января 1921 г. на основании постановления Президиума ВЧК организуются курсы по подготовке сотрудников для службы в органах ВЧК.

-4

Занятия на курсах по подготовке работников для органов ВЧК начались 26 апреля 1921 г. Постепенно накапливался опыт подготовки кадров, совершенствовалось практическое обучение. Отсутствие учебных пособий повышало роль лекций и непосредственного общения преподавателей с курсантами, заставляло искать новые формы занятий. Одной из довольно эффективных форм стало проведение практических занятий в специализированных группах с привлечением к обучению курсантов оперативных работников.

Курсанты распределялись по следующим секциям: Особого и Секретного отделов, по борьбе с бандитизмом, по транспорту, по оперативной и секретной работе, статистическо-регистрационной и экономической. Распределение курсантов по секциям производилось представителями оперативных отделов ВЧК совместно с администрацией курсов.

Во время практических занятий оперативные работники выявляли способности курсантов и возможные направления последующей деятельности каждого из них в определенной должности в органах и войсках ВЧК.

Был пересмотрен первоначальный подход к использованию опыта работы и специалистов дореволюционных правоохранительных органов. В качестве преподавателей на курсы стали приглашать известных работников жандармерии, полиции и разведки, которые вели обучение по «старорежимным» учебникам. Более того, в основу деятельности ряда служб ВЧК были положены методы и приемы царской тайной полиции. Например, инструкция, принятая 1-й Всероссийской конференцией ЧК и закрепившая основы работы наружного наблюдения, многое заимствовала из инструктивных документов филерской службы, в том числе организационные принципы, терминологию и конкретные методы работы.

-5

Стали формироваться фонды новых учебных пособий, нормативных материалов. Среди тех, которые сохранились, можно отметить «Необходимое руководство для агентов чрезвычайных комиссий» (1918), «Краткие сведения из агентурной разведки» (1919), «Инструкция для комиссаров чрезвычайных комиссий» (1920), «Исторический обзор белогвардейского заговора в Петрограде» (автор П.А.Карусь) и др. Курсантам было рекомендовано чтение журналов «Красная новь», «Под знаменем марксизма», «Печать и революция», «Книга и революция», «Октябрь», «Молодая гвардия».

Большое внимание на курсах уделялось военному делу и физической подготовке слушателей. Учебные программы предусматривали отработку навыков владения оружием, стрельбы, строевую и физическую подготовку. Слушатели участвовали в военных парадах, в войсковых операциях с участием сотрудников органов безопасности.

Обсуждение всех принципиальных вопросов внутренней жизни происходило на заседаниях постоянно созываемого Академического совета курсов ГПУ (в связи с реорганизацией ВЧК в ГПУ курсы ВЧК были преобразованы в курсы ГПУ).

В 1922 г. принимается утвержденное Коллегией ГПУ Положение о Высших курсах, в котором определяются организация и аппарат управления, задачи отделов. В Положении отмечалась ведущая роль Высших курсов в организационном и учебно-методическом становлении всей системы подготовки кадров органов госбезопасности. Созданный на Высших курсах учебно-инструкторский отдел разрабатывал планы, программы для всей сети курсов и школ при местных органах ГПУ. Вопросы учебного процесса решались на Учебном совете, в который входили представители Высших курсов и сотрудники оперативных отделов центрального аппарата ГПУ. Совет лекторов, состоявший из начальника курсов, начальника учебной части, лекторов и преподавателей, обсуждал методику преподавания, составлял учебные планы, программы, лекции, распределял время занятий, осуществлял воспитательную работу.

В зависимости от реальных угроз безопасности страны усиливалась специализация в подготовке кадров оперативного состава органов ГПУ. Ф.Э. Дзержинский уделял большое внимание укреплению и обеспечению безопасности железнодорожного транспорта, имевшего важнейшее народнохозяйственное значение для возрождения экономического потенциала страны. Соответственно укреплялись аппараты сотрудников органов безопасности на транспорте, для которых нужно было готовить чекистов-транспортников. Приказом ГПУ от 23 марта 1923 г. была открыта 1-я Московская школа Транспортного отдела ГПУ, названная именем Ф.Э. Дзержинского, которая затем была переименована в Центральные транспортные курсы ГПУ. История курсов примечательна тем, что впоследствии они станут одними из наиболее специализированных курсов Центральной школы ОГПУ.

-6

Москва, Б. Кисельный пер., д. 11. Здесь в 1922 – 1925 гг. размещалась 1-я Московская школа ТО ОГПУ, а в 1925 – 1930 гг. Школа ОГПУ им. Ф.Э. Дзержинского

В ноябре 1923 г. создается Высшая пограничная школа ОГПУ, и основная подготовка оперативных сотрудников для пограничных войск передается во вновь созданное учебное заведение.

5 выпуск VII роты Школы ТО ОГПУ им. Ф.Э. Дзержинского. 1927г.
5 выпуск VII роты Школы ТО ОГПУ им. Ф.Э. Дзержинского. 1927г.

В июле 1929 г. Высшие курсы ОГПУ преобразовываются в школу по переподготовке работников внутренних органов. Отбор в учебное заведение органов государственной безопасности стал еще более тщательным. Для командируемых на учебу стаж службы в ОГПУ увеличился до 5 лет.

-8

В связи с созданием школы по переподготовке кадров внутренних органов ОГПУ в августе 1929 г. подготовка кадров ОГПУ при Высшей пограничной школе ликвидируется и все обучение сотрудников для Секретного отдела (СО), Экономического отдела (ЭКО) и Информационного отдела (ИНФО) ОГПУ СССР сосредоточивается во вновь сформированной школе. В начале 1920-х годов кроме курсов лекций и нормативных документов появляются первые учебные пособия. Заслуживает внимания, например, такая работа, как «Канва агентурной разведки» (1921). Особо плодотворной была вторая половина 20-х годов. Появляется ряд работ М.Е. Климова: «Техника контрразведывательной службы» (1925), «Экономическая контрреволюция» (1928), «Краткие очерки антисоветских политпартий» (1928), «Очерки по истории карательных органов» (1928) и другие.

-9

В годы суровых испытаний Великой Отечественной войны

22 июня 1941 г. начальник Высшей школы НКГБ комбриг Н.К. Давыдов издал приказ, в котором говорилось, что с 13 часов 22 июня 1941 г. в г. Москве и Московской области объявлено «угрожаемое положение». В Школе были проведены необходимые мероприятия: введено усиленное дежурство штаба МПВО, созданы дежурные подразделения, взяты под усиленную охрану объекты Школы, склады вооружения, линии связи, транспорта и т. п. Личный состав был срочно вызван из отпусков и командировок.

Н.К. Давыдов
Н.К. Давыдов

В первые дни войны приказом наркома внутренних дел СССР была создана Особая группа при НКВД, которой поручалась организация разведывательно-диверсионной работы и партизанской войны в тылу немецко-фашистских войск. Группа была сформирована на базе Первого (разведывательного) управления Наркомата госбезопасности СССР. В нее подбирали оперативных сотрудников, имевших опыт разведывательной работы за рубежом и партизанских действий в период гражданской войны в Испании. Возглавил группу заместитель начальника Первого управления П.А. Судоплатов. 26 июня в специальный отряд при этой группе было откомандировано 140 слушателей основного отделения Высшей школы. 16 октября 1941 г. отряд был преобразован в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН).

Слушатели ВШ НКВД СССР с бойцами ОМСБОНа. 1942 г.
Слушатели ВШ НКВД СССР с бойцами ОМСБОНа. 1942 г.

Командовал спецотрядом, а затем ОМСБОНом выпускник Высшей школы В.В. Гриднев, чекист с 1921 г., сотрудник внешней разведки.

27 июня 1941 г. в спецотряд при Особой группе НКВД СССР было откомандировано 156 слушателей курсов усовершенствования руководящего состава Высшей школы. Многие из них будут участвовать в рядах спецотряда и ОМСБОНа в жестоких боях с немцами под Москвой. 29 июня с этих же курсов были направлены в Действующую армию, в распоряжение 3-го Управления НКО СССР, 40 военных контрразведчиков.

Основным документом, определявшим деятельность органов госбезопасности в тылу противника стала директива НКГБ СССР, в которой указывалось на необходимость организации партизанского движения на захваченной врагом советской территории и участии в нем органов госбезопасности.

Особая группа при НКВД СССР срочно приступила к организации резидентур, оперативных групп и подготовке агентов-одиночек для выполнения специальных заданий за линией фронта. В создаваемую на вражеской территории агентурную сеть и в разведывательно-диверсионные оперативные группы часто включались слушатели Высшей школы. Руководителями резидентур и начальниками оперативных групп также назначались, как правило, сотрудники, окончившие в разное время Центральную и Высшую школы.

В июле-сентябре 1941 г. обстановка на Западном направлении была необыкновенно сложной. Немцы подошли к Москве. Личный состав Школы, как и тысячи москвичей, выезжал на строительство оборонительных сооружений, участвовал в ликвидации парашютных десантов, ловил дезертиров и паникеров.

19 июля 1941 г. в распоряжение третьих управлений НКО СССР и НКВМФ СССР направляется большая группа преподавателей Высшей школы. После ухода опытных и квалифицированных преподавателей всю нагрузку приняли на себя оставшиеся сотрудники, однако на учебном процессе это не сказалось. Люди работали без выходных, без отпусков, не считаясь со временем.

Уже в первые месяцы войны резко возросла потребность в военных контрразведчиках. Поэтому 23 июля 1941 г. приказом НКВД СССР (НКГБ и НКВД были объединены в Народный комиссариат внутренних дел) при Высшей школе НКВД были организованы месячные курсы подготовки оперативных работников для особых отделов НКВД, которые с 11 августа 1941 г. перешли на трехмесячную программу. В сентябре 1941 г. из Высшей школы в распоряжение особых отделов НКВД СССР было направлено 300 военных контрразведчиков, прошедших обучение на курсах.

В связи с нехваткой шифровальщиков 25 сентября 1941 г. приказом НКВД СССР при Высшей школе были организованы двухмесячные курсы шифровальщиков.

В октябре 1941 г. резко ухудшилось положение на фронте. Враг стоял у стен Москвы. В Москве жители, формируя народное ополчение, готовились к уличным боям с фашистами. Готовилась к боям и Высшая школа. Сотрудники 2-го отдела НКВД СССР (бывшая Особая группа при наркоме внутренних дел СССР), среди которых находились и выпускники Высшей школы, на случай захвата немцами столицы занимались созданием разведывательно-диверсионной сети. В это же время многие слушатели Высшей школы, откомандированные в ОМСБОН, минировали железнодорожные вокзалы, жилые здания, станции метрополитена, заводы и фабрики.

В ноябре 1941 г. начальником Школы вместо Н.К. Давыдова стал старший майор госбезопасности Л.Ф. Баштаков. Первым же приказом нового начальника были объявлены назначения на имевшиеся штатные должности по Школе. Однако преподавателей, как всегда, не хватало, поэтому к педагогической работе по приказу руководства НКВД СССР привлекали наиболее подготовленных слушателей курсов усовершенствования руководящего состава, квалифицированных сотрудников разведывательных и контрразведывательных управлений и отделов, ведущих специалистов по борьбе с бандитизмом, следственных работников Наркомата и военных контрразведчиков. Всего к преподавательской работе на основании этого приказа было привлечено 76 руководящих и оперативных работников.

Л.Ф. Баштаков 1942 – 1947 гг.
Л.Ф. Баштаков 1942 – 1947 гг.

В апреле 1942 г. еще 22 оперативных сотрудника подразделений центрального аппарата были утверждены лекторами и преподавателями Высшей школы по спецдисциплинам.

В мае 1942 г. по приказу НКВД в Школу приходят 30 ведущих специалистов военной контрразведки. Руководство Наркомата в условиях войны делало все возможное для высококвалифицированной всесторонней подготовки будущих сотрудников госбезопасности.

Еще 12 февраля 1942 г. на курсы усовершенствования было зачислено 275 слушателей. Вскоре и на основной поток прибыло 205 человек. Среди прибывших был сержант госбезопасности И.С. Розанов. Пройдет тридцать два года, и генерал-майор И.С. Розанов возглавит Высшую школу КГБ СССР.

В связи с боевыми потерями на фронтах и развёртыванием новых частей, приказом наркома внутренних дел был вновь организован филиал Высшей школы НКВД и увеличена ее численность с 500 до 800 человек.

Приказом начальника Школы от 12 августа 1942 г. постоянный состав был временно переведен на казарменное положение и принимал участие в несении внутренней службы. Для сотрудников было оборудовано общежитие.

Рабочий день сотрудников учебного отдела и отдела кадров начинался в 10.00 и длился до 22.00. Преподаватели всех циклов начинали свою работу с 10.00 (если занятия не начинались с 9.00) и заканчивали ее, как правило, в 24.00. Выходные предоставлялись по очереди, а некоторые получали выходные только с разрешения руководства Школы. В воскресные дни рабочий день длился с 12.00 до 17.00.

Несмотря на трудности военного времени и огромную загруженность, в Высшей школе велась научная работа. В ноябре 1942 г. в МГУ защитил кандидатскую диссертацию начальник цикла основ марксизма-ленинизма майор госбезопасности С.И. Кузьмин. Ему было присвоено звание кандидата философских наук. Это был один из первых кандидатов наук Высшей школы НКВД СССР.

Напряженно трудились работники санчасти. За всю войну в Школе не было отмечено никаких массовых инфекционных заболеваний. Школа имела подшефный госпиталь № 5020, в котором было организовано постоянное дежурство: ухаживали за ранеными, убирали палаты, шили и стирали белье.

Летом 1942 г. Высшая школа получила правительственное задание по заготовке дров на вторую военную зиму. Чтобы выполнить задание, пришлось построить в Талдомских лесах 4-километровую узкоколейную железную ветку, проложить 8-километровую автомобильную дорогу, построить 6 мостов и отремонтировать около 10 км дорог. Слушатели жили в палаточном лагере. Дневная норма выработки была довольно высокой - 5 кубометров дров на двоих. От тяжелой работы обмундирование быстро изнашивалось, особенно обувь.

В 1943 г. на советско-германском фронте произошли коренные изменения в пользу СССР. В это время была проведена реформа советских спецслужб. Как и в 1941 г., в организованный Наркомат государственной безопасности СССР из НКВД перешли основные оперативные и оперативно-технические подразделения. Приказом НКВД СССР от 22 мая 1943 г. Высшая школа была переведена в НКГБ СССР.

Осенью 1943 г. Высшая школа получила ряд оперативных и боевых заданий НКГБ СССР. Руководящий состав Школы и большая группа слушателей были командированы в освобожденные районы Курской области, а также Краснодарского и Ставропольского краев, где они принимали участие в специальных операциях по выявлению изменников Родины, фашистских пособников и агентов.

Коллектив Высшей школы в годы Великой Отечественной войны оперативно выполнял все планы и задания руководства НКВД и НГКБ СССР. Он осуществлял подготовку и переподготовку оперативных работников широкого профиля в том количестве, какое было необходимо фронту, партизанскому и подпольному движению, советскому тылу и освобождаемым от противника регионам.

Так, 22 декабря 1942 г. при Высшей школе были организованы курсы иностранных языков для подготовки квалифицированных оперативных переводчиков с английского, французского, немецкого, итальянского, японского, турецкого, шведского, финского и польского языков. В январе 1943 г. приказом НКВД при Высшей школе создаются курсы стенографии на иностранных языках. На этих курсах готовились кадры для 2-го специального отдела НКВД СССР.

В июле 1943 г. в связи с нехваткой оперативных кадров из числа сотрудников органов безопасности в центральном аппарате и на местах в Школе открываются 2-месячные курсы по подготовке оперативных работников и 6-месячные курсы усовершенствования оперативного состава, а 12 ноября 1943 г. были организованы 3-месячные курсы подготовки и переподготовки работников радиослужбы НКГБ. На этих курсах готовились в основном радисты для 4-го Управления НКГБ СССР, то есть для работы в тылу врага.

20 июля 1944 г. НКГБ СССР дало указание местным органам НКГБ о сборе документальных материалов о героических делах чекистов во время Великой Отечественной войны. Предлагалось учесть всех чекистов, павших в боях с фашистами, а также собрать материалы (воспоминания, дневники, письма, фотокарточки и т. д.) о деятельности сотрудников госбезопасности в партизанских отрядах и в тылу противника. Весь собранный материал после тщательной проверки его достоверности предлагалось направлять в Высшую школу для обработки.

Итоги основной деятельности Высшей школы в годы Великой Отечественной войны были подведены начальником Школы генерал-майором Л.Ф. Баштаковым в справке от 20 марта 1946 г.: «...II. За период Отечественной войны с германским фашизмом в Школе подготовлено — 7135 человек...».

Воспитанники Высшей школы, как и постоянный состав, активно участвовали в жесточайшем противоборстве с гитлеровскими спецслужбами и внесли свой вклад в победу над врагом. Родина высоко оценила их ратный и трудовой путь. В 1945 г. в Высшей школе НКГБ СССР служили 8 сотрудников, награжденных тремя и более орденами, 20 сотрудников — двумя орденами, 32 сотрудника — одним орденом. 77 сотрудников были награждены медалями.

20 июля 1945 г. 322 сотрудника Высшей школы (постоянного состава) были награждены медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

30 августа 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Высшая школа НКГБ СССР была награждена Красным Знаменем и Грамотой.

Подготовка кадров в период начала «холодной войны»

Окончание Великой Отечественной войны и переход к условиям мирного времени потребовали соответствующей перестройки деятельности органов государственной безопасности СССР. В мае 1946 г. была осуществлена их очередная реформа: в рамках Министерства государственной безопасности СССР были объединены внешняя разведка, военная контрразведка, территориальные и транспортные органы госбезопасности.

Высшей школе МГБ СССР и ряду других учебных заведений ведомства также предстояло реорганизовать свою работу применительно к условиям мирного времени.

Руководство Школы считало необходимым: повысить требования к поступающим в Высшую школу; увеличить срок обучения на курсах усовершенствования до 2-3 лет и включить дополнительно в учебный план такие дисциплины, как политэкономия, история СССР, классическая и современная литература, иностранный язык; усилить юридическую подготовку; установить единый профиль обучения - переподготовка сотрудников контрразведывательных подразделений со знанием иностранного языка.

Начальником Высшей школы МГБ СССР до мая 1947 г. являлся генерал-майор Л.Ф. Баштаков. С августа 1947 г. должность начальника Школы занимал И.Я Бабич. Затем до 9 июня 1948 г. его обязанности исполнял заместитель начальника полковник И.Г. Прошаков. В последующем Высшей школой руководили полковник Я.Г. Никитин (до 3 мая 1952 г.) и полковник А.Я. Ефимов.

И.Я. Бабич
И.Я. Бабич

Уровень теоретической и практической подготовки слушателей Высшей школы МГБ СССР был неплохим, это подтвердила проведенная в конце 1948 г. - начале 1949 г. оперативная практика слушателей курсов подготовки руководящего состава. Преподаватели кафедры спецдисциплин и слушатели были направлены в подразделения центральных областей России, на Украину, в Белоруссию и Прибалтику, где принимали участие в конкретных контрразведывательных мероприятиях. Практика показала, что слушатели не только справились с возложенными на них задачами, но в ряде случаев критически проанализировали сложившиеся на местах подходы к ведению оперативных разработок и других дел.

Как всегда, руководство органов госбезопасности уделяло много внимания делам Высшей школы. Первые лица Министерства находили время и возможности для того, чтобы работать в Комиссии по рассмотрению программ, лекций и учебных пособий, участвовать в приеме выпускных экзаменов слушателей.

Для разработки новой учебной литературы Высшая школа МГБ СССР не располагала в анализируемый период достаточным количеством научных сил, а также необходимой информацией о спецслужбах западных стран, но тем не менее выход был найден. На первых порах большую помощь Школе оказало Специальное бюро, созданное в центральном аппарате МГБ СССР для сбора и обобщения информации о спецслужбах противника и их деятельности против Советского Союза. Первые лекции, поступившие в распоряжение учебного отдела и кафедры спеидисциплин Высшей школы в послевоенный период, были подготовлены именно сотрудниками Спецбюро МГБ СССР.

Одновременно учебный отдел Высшей школы вернулся к использовавшейся еще до войны практике стенографирования и издания лекций, которые в Высшей школе читали руководители ряда управлений и отделов центрального аппарата МГБ СССР. Отличительной чертой первых послевоенных учебных пособий являлась их тесная связь с практикой. Нередко во время чтения лекций руководители практических подразделений иллюстрировали свои выступления не только архивными делами, но и продолжавшимися еще разработками, материалами следственных дел. Это помогало слушателям глубже осваивать особенности современной оперативной обстановки, быть в курсе последних достижений практики.

По специальным заданиям правительства в период с 1945 г. по 1950 г. Высшая школа МГБ СССР подготовила 361 оперативного работника для органов безопасности ряда социалистических стран.

В начале 1950 г. руководством Министерства государственной безопасности было принято решение о создании в Высшей школе МГБ СССР курсов по подготовке преподавателей специальных дисциплин.

Для слушателей курсов срок обучения предусматривался не более полутора лет. За этот период они должны были изучить общественно-политические, специальные дисциплины таким образом, чтобы впоследствии уметь проводить семинарские и практические занятия по специальным дисциплинам. Предусматривался также курс юридических дисциплин, чтобы будущие преподаватели могли проводить занятия по уголовному праву и процессу в школах МГБ СССР по подготовке оперативного состава. Уже в ходе занятий от самих слушателей курсов поступило предложение организовать учебу преподавателей в Высшей школе по принципу аспирантуры.

Давая оценку деятельности Высшей школы МГБ СССР в первое послевоенное десятилетие в целом, следует отметить, что подготовка сотрудников органов безопасности в ней постоянно совершенствовалась. В соответствии с новыми задачами были повышены требования к теоретической и практической подготовке слушателей, расширена специализация, увеличен контингент обучающихся. Всего за период с 1946 г. по 1952 г. в Высшей школе МГБ СССР прошло подготовку и переподготовку около 10 тысяч оперативных работников органов государственной безопасности СССР и ряда социалистических стран.

Новый этап развития образования

В 1952 г. начался новый этап в развитии Высшей школы МГБ СССР — она была преобразована в высшее учебное заведение с трехгодичным сроком обучения.

-15

Слушательский состав Школы комплектовался за счет работников органов государственной безопасности, отвечавших по своей общеобразовательной подготовке условиям приема в высшие учебные заведения и имевших стаж практической работы в органах государственной безопасности не менее 3 лет.

Первый выпуск слушателей Высшей школы, получивших дипломы о высшем юридическом образовании с присвоением квалификации «юрист», состоялся в 1954 г. Первые дипломы нового вуза получили 189 человек, причем 37 из них получили дипломы с отличием.

Решением Совета Министров СССР и приказами Министерства высшего образования и КГБ при СМ СССР в 1954 г. Высшей школе было разрешено открыть аспирантуру по специальностям: «теория государства и права», «история государства и права СССР», «советское уголовное право» и «советский уголовный процесс». Был также организован Ученый совет Высшей школы, утвержденный Министерством высшего образования.

Вручение первых дипломов о высшем образовании. 1954 г.
Вручение первых дипломов о высшем образовании. 1954 г.

В 50-х годах, на этапе становления Школы как высшего учебного заведения, постоянно совершенствовались содержание, объем и методика обучения. Подготавливалась учебная и учебно-методическая литература, создавались лекционные фонды кафедр. В мае 1955 г. срок обучения на вузовском потоке был увеличен до 4 лет. В связи с этим были переработаны учебные и тематические планы, а также программы учебных дисциплин. Наряду с углублением изучения социально-экономических дисциплин была усилена профессионализация по юридическим дисциплинам. Некоторые коррективы были внесены в преподавание специальных дисциплин, увеличилось время на изучение военных дисциплин. В целях улучшения языковой подготовки слушателей на изучение иностранных языков отводилось до 600 часов.

Начало 1960 г. было отмечено существенными изменениями в системе подготовки кадров для органов государственной безопасности: были упразднены три учебных заведения - Военный институт имени Ф.Э. Дзержинского, Ленинградский институт иностранных языков и Высшая школа криптографов 8 Главного управления КГБ при СМ СССР. На базе каждого из них в Высшей школе были образованы новые факультеты: технический, иностранных языков и военный — для завершения подготовки слушателей Военного института (позднее - факультет погранвойск). Высшая школа КГБ при СМ СССР стала крупным многопрофильным высшим учебным заведением.

Постановлением Совета Министров СССР от 2 августа 1962 г. Высшей школе КГБ при СМ СССР было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского.
Постановлением Совета Министров СССР от 2 августа 1962 г. Высшей школе КГБ при СМ СССР было присвоено имя Ф.Э. Дзержинского.

Вручение ордена Красного Знамени. 1967 г.
Вручение ордена Красного Знамени. 1967 г.

Укрупнение Высшей школы сопровождалось дальнейшим совершенствованием структуры и содержания обучения. Создавалась единая, взаимосвязанная система специальных дисциплин, которая соответствовала потребностям деятельности органов КГБ. Пересматривались традиционные, разрабатывались и внедрялись новые методы обучения (например, программированное обучение), более эффективно использовались технические средства. Стало уделяться больше внимания подготовке и проведению научно-методических и научно-теоретических конференций.

Важным фактором, стимулировавшим профессиональную подготовку слушателей Высшей школы в начале 70-х годов, стало решение Коллегии КГБ при СМ СССР от 14 июня 1972 г., которое определило конкретные задачи по совершенствованию деятельности органов государственной безопасности с учетом особенностей политической и оперативной обстановки, в связи с появлением новых направлений оперативной работы, возрастанием значимости информационно-аналитической деятельности и др.

Современный этап

В 1992 г. Высшая школа вступает в новый этап своего развития. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 августа 1992 г. на базе Высшей школы им. Ф.Э. Дзержинского и Академии пограничных войск была образована Академия Министерства безопасности Российской Федерации. Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 23 августа 1993 г. утвердило Устав Академии Министерства безопасности Российской Федерации.

В целях совершенствования образовательного процесса в Академии было введено преподавание ряда новых учебных дисциплин, увеличено количество специальных и элективных курсов.

Занятия по оперативно-тактической подготовке.
Занятия по оперативно-тактической подготовке.

Особое внимание руководством и профессорско-преподавательским составом Академии уделялось приведению содержания и качества обучения в соответствие с потребностями практики, в первую очередь углублению юридической подготовки слушателей: в учебный процесс более активно вводились современные законодательные и иные нормативные акты, прежде всего Законы Российской Федерации «О безопасности», «О федеральных органах государственной безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности».

Основными задачами начального этапа становления Академии являлись методическое обеспечение фундаментализации и гуманитаризации обучения в сочетании с практической направленностью подготовки кадров, создание методической базы для интеграции специальных дисциплин с юридическими, социально-экономическими курсами, интенсификация и оптимизация учебного процесса в целом.

В дальнейшем профессиональная подготовка кадров развивалась в направлении сближения с общероссийским образовательным процессом при сохранении собственной специфики и уникальности, приведения ее организации и содержания в соответствие с современными задачами и условиями деятельности органов безопасности.

Перечень специальностей и направлений обучения, содержание образовательного процесса были скорректированы с учетом требований государственного и ведомственного образовательных стандартов. С 1996 г. Академия приступила к обучению по ряду новых специальностей и специализаций высшего профессионального образования.

Таким образом были заложены основы, правовые и организационные предпосылки для дальнейшего развития системы профессионального образования ведомства в целом.

Занятия в классе криминалистики
Занятия в классе криминалистики

Академия успешно развивает связи с Министерством образования Российской Федерации, с рядом крупнейших военных и гражданских вузов. Представители Академии входят в Ассоциацию юридических вузов (секция правоохранительных органов), в Общественный совет по проблемам военного образования при Федеральном Собрании Российской Федерации, в учебно-методические объединения вузов по всем специальностям, преподаваемым в Академии ФСБ России.

В 1996 г. на базе Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России создано Федеральное учебно-методическое объединение в сфере высшего образования по УГСН «Информационная безопасность» (далее - УМО ИБ), включающее более 200 ведущих образовательных организаций России.

В 1998 г. Академия первой среди образовательных академических учреждений спецслужб и правоохранительных ведомств России успешно прошла государственную аттестацию и аккредитацию.

Академия быстро реагирует на изменения политической и оперативной обстановки в стране и мире, ведет значительную научно-исследовательскую работу в интересах образовательного процесса и практической деятельности органов безопасности, постоянно совершенствует учебно-методическую базу, разрабатывает новые формы и виды обучения, хранит и укрепляет лучшие традиции защитников Отечества.

В настоящее время Академию ФСБ России возглавляет генерал-полковник В.В. Остроухов.

В.В. Остроухов
В.В. Остроухов