Проект первого постоянного моста в Петербурге разработал выпускник Института Инженеров С. В. Кербедз.
В 1842 г. был создан специальный комитет при строительном ведомстве и опубликовано высочайшее положение о строительстве в городе постоянного моста. Он должен был соединять Васильевский остров и левый берег реки.
Реку перекрыли фермами из чугунных решёток. Их было семь. А восьмым был разводной пролёт около Василеостровского берега. Всё сооружение моста, протянувшееся дугой, имело лаконичный, выразительный облик. Ритмический рисунок состоял из гранитных быков и арок из металла. Безусловным украшением моста стали чугунные перила, выполненные в виде ажурных элементов. Элементы изображали различные символы моря: морские растения, животные, раковины. Создавалась эта ограда по эскизам художника и архитектора А.П.Брюллова.
Торжественное открытие моста состоялось в конце ноября 1850 года. Пресса тогдашних времен взахлёб писала об этом событии. Сначала он назывался Благовещенский, затем Николаевский, а сейчас это мост лейтенанта П.П. Шмидта.
Со временем, старый мост стал мешать всё более развивающемуся судоходному движению. Поэтому, в тридцатых годах двадцатого века, мост решено было полностью перестроить.
План реконструкции разработали академик Г.П.Передерни и архитектор Л. А. Носков.
После реконструкции разводной пролёт моста расположился посередине, а поверхность стала шире на четыре метра.
Перестроенный мост был оснащён современными на тот момент конструкциями. Так, арки из чугуна были заменены на более надёжные стальные балки. И весь мост был цельносварным (сварные швы составили длину почти тридцать километров). Это позволило облегчить конструкцию практически в 4 раза.
Чугун остался только в декоративной части моста. Перила этого строгого и лаконичного сооружения, изготовленные по рисунку А.Брюлова, отлиты из чугуна.