Привет всем, будущие и настоящие предприниматели! И всем тем, кому просто интересна эта тема!
Хочу закинуть вам такую идею. У всех, кто что-либо пробовал есть свой личный опыт. Как позитивный, так и негативный. Но, тем не менее, он бесценный. Особенно негативный. Вообще я считаю, что однозначно негативный опыт в предпринимательстве, это чаще всего не дожатая возможность.
Я как то был на семинаре, где детально разбирали жизненный цикл предприятия. Весь ключ к этой теме это картинка с графиком жизни предприятия, которую я опубликую ниже.
Получается следующая картина:
1). Идея. Появилась идея, появилось решение - надо пробовать. Самое благодатное время. В голове только проект, куча идей, креатива. Начинаем рисовать модель организации, бизнес процессы, создаем на бумаге проект будущей компании.
2). Очень непростой этап, определить, откуда взять необходимые ресурсы. Если человеческих-ваших собственных хоть отбавляй, то с материальными чаще все очень туго. Придется кредитоваться, занимать, привлекать инвесторов. В лучшем случае, конечно, у вас могут быть собственные средства на развитие идея. Но здесь вас ждет ловушка. Чаще всего к свои деньгам мы относимся менее трепетно, чем к чужим. И можем с легкостью сдаться: ну потеряю немного, хрен с ним, заработаю еще. С чужими уже назад дороги нет.
3). Запуск. Вся прелюдия подошла к концу, запускаемся! Запуск всегда штука непростая. У меня за спиной много стартапов, всегда возникает куча нюансов и не запланированных расходов, бизнес процессы приходится корректировать на ходу, подстраивая их под реальность.
4). А вот следующий этап самый опасный. Очень часто в первое время работы бизнеса сразу не видно планируемой отдачи. Кажется, все идет не так. ВНИМАНИЕ! Это ловушка. Это время кризиса самого руководителя и создателя проекта. НИКТО не поможет и не подскажет. Это случается почти у всех, когда энтузиазм ушел, реальность кажется хуже планируемой, в голову начинают лезть расшатывающие мысли : «А может я ошибся с нишей», «Похоже это не мое», «Зря я решил это начать», мозг нарисует вам какие угодно причины и вопросы, подбивающие вернуться в зону вашего комфорта. Это РЕАЛЬНЫЙ защитный рефлекс вашего организма после выхода из зоны комфорта.
Кстати именно с этого ракурса я посмотрел на это только на том самом семинаре. И понял, что в некоторых проектах я схлопотал именно этот внутренний конфликт с самим собой и отсупил раньше времени.
Как все это лечится? Просто вбейте в голову, что назад дороги нет. Если кажется, что совсем все печально, то нацельтесь на идею, что ваш бизнес это создание и запуск стартапов, вывод на рабочую стадию с целью последующей продажи. Вы зарабатываете тем, что продаете готовый бизнес. С этой мыслью вы перестанете смотреть на свой проект с точки зрения плохой он или нет. И начнете думать о нем, как о товаре, насколько еще его нужно упаковать, чтоб он казался сладкой вишенкой для будущего покупателя. А там уже смотрите сами, захочется ли потом его продать или нет.
Кризис, который я описал, не единственный, который вас ждет на жизненном цикле вашего дела. Но, он самый опасный и коварный, потому что это кризис в вашей голове. Не дайте ему вас победить. Ключ к пониманию – это картинка ниже. На ней от восходящей линии после рождения есть два пунктира вниз. Вот первый это и есть тот самый кризис, который я описал. Второй, это иллюзия стагнации [остановки] развития вашего бизнеса. На этом этапе необходимо углубляться в современные маркетинговые инструменты и технологии, начинать совершенствовать бизнес процессы и задумываться о масштабировании. Дальше на картинке все просто. Вы либо останавливаетесь в развитии и начинаете терять позиции, либо развиваете бизнес дальше.
Итоги:
Никогда не останавливайтесь на полпути. Если решили, идите до конца. Поражений не принимать. Если совсем не нравится-доведи проект до продажи. Очень много людей имеют желание заниматься бизнесом и имеют деньги для этого, но создать сами ничего не могут. Они ждут вашего проекта. Но стоит задуматься потом, а стоит ли его продавать? Может хотя бы развить его еще лучше и потом продать намного дороже?