Статья предоставлена телеграм-каналом "Эти странные люди"
Политика - дело тонкое, и шумеры, как одна из древнейших цивилизаций, знали толк в политических интригах. Сегодня мы рассмотрим основные политические вехи шумерского государства и продолжим наш цикл рассказов о шумерах.
Как появилось шумерское общество?
На рубеже 4 и 3 тысячелетия до нашей эры на землях Южного Двуречья встретились три разных по культуре народа. Первыми пришли сюда носители "бананового" языка, названные из-за присутствия слов с повторяющимися слогами (Забаба, Хувава, Бунене и тд.). Носители этого языка оставили шумерам знания о ремеслах и металлургии (находки археологов говорят о высокой для того времени уровне культуры), а также основали земледельческое поселение, ныне носящее арабское название Эль-Убейд.
Вторыми в Двуречье пришли шумеры, основавшие на юге поселения Урук и Джемдет-Наср (также арабское название). Последними в первой четверти III тысячелетия из Северной Сирии пришли семиты, осевшие на севере и северо-западе страны.
Три народа компактно жили без разногласий, ибо пришли из других земель и считали Месопотамию объектом совместного освоения. Определяющей событием явилась организация сети магистральных каналов, которая просуществовала без изменений до середины II тысячелетия. Это сплотило три народа и дало общее для трех народов самоназвание "шумер".
С сетью каналов также связаны и первые центры образования государств - города. Первые города вырастали на месте поселений, которые проходят на месте осушенных участков суши. Города образовывались путем сселения жителей покидаемых деревень в центр, однако полного сселения не происходило, так как жители такого города не могли бы обрабатывать поля в радиусе более15 километров и уже освоенную землю, лежащую за этими пределами, пришлось бы бросать.
Поэтому в одной округе возникало три-четыре или больше связанных между собой города, но один из городов был главным с центром общих культов и администрации округи.
Каждую такую округу ученые предложили называть ном. По-шумерски округа называлась ки, что означает "земля, место". Сам же город, бывший центром округи, носил название уру, что обычно переводится как "город". Однако в аккадском языке этому слову соответствует алу - "община", поэтому можно предположить тот же первоначальный смысл и для шумерского термина. Традиция закрепила статус первого огражденного поселения (т. е. города) за Уруком, что очень вероятно, поскольку археологами найдены фрагменты окружавшей это поселение высокой стены. Каждый ном еще до концентрации людей в городах создавал собственный ирригационный канал. И каждый ном существовал как экономическая или политическая единица до тех пор, пока этот канал поддерживался. Уже к началу III тысячелетия в Двуречье возникли следующие номы:
1. Ном в долине реки Диялы с центром в городе Эшнунна и с храмом бога Тишпака.
2. Ном Сиппар на Евфрате с храмом солнечного бога Уту.
3. Ном Куту с храмом бога загробного мира Нергала.
4. Ном Киш на Евфрате с храмом бога-воителя Забабы.
5. Ном с центром в городе, шумерское название которого не дошли (араб. Абу-Салябих).
6. Ном Ниппур в верхней части отрезка Евфрата с храмом в честь Энлиля.
7. Ном Шуруппак (совр. Фара) с храмом в честь бога Шуруппака — также на Евфрате.
8. Ном Урук с храмом в честь Ана и Инанны.
9. Ном Ур в дельте Евфрата с храмом в честь лунного бога Нанны. В этот же ном, входил и город Эреду с храмом в честь бога Энки. Уже к началу III тысячелетия Эреду начали покидать жители, перебравшиеся в соседние города Урук и Ур. Причиной миграции послужило заболачивание и заиливание устья рек после отхода Персидского залива, в результате чего стало невозможно земледелие.
10. Ном Адаб с храмом в честь богини-матери Дингирмах.
11. Ном Умма с храмом в честь бога Шары.
12. Ном Ларак на русле канала между Тигром и каналом Инина-гена с храмом в честь бога-воителя Пабильсага.
13. Ном Лагаш на канале Инина-гена, с четырьмя городами и главным храмом в честь бога-воителя Нингирсу.
Города
Центром каждого шумерского города становился храм главного городского божества. Верховный жрец храма стоял и во главе администрации нома, и во возглавлял строительство каналов. Храмы имели обширное земледельческое, скотоводческое и ремесленное хозяйство. Так создавались большие запасы хлеба, шерсти, тканей, каменных и металлических изделий, что постоянно дополнялось приносимыми богу жертвами. Ценности, которые скапливались на храмовых складах, служили, во-первых, запасным фондом для общины на случай неурожая или войны; во-вторых, обменным фондом для международной торговли; в-третьих, для жертвоприношений; в-четвертых, для содержания служебного и рабочего персонала храма.
В храмах впервые появляется письменность, создание которой было вызвано нуждами хозяйственного учета и учета жертв. Месопотамский ном, город и храм были теми структурами, которые впоследствии станут действующими лицами политической жизни Шумера.
Политическое развитие Шумера делят на четыре периода:
1. Соперничество между номами на фоне общеплеменного военно-политического союза;
2. Семитская попытка унификации и абсолютизации власти;
3. Захват власти кутиями и невозможность внешней политики;
4. Период "шумеро-аккадской цивилизации" и политическая гибель шумеров.
В следующей части непосредственно затронем политические интриги и поговорим о основных центрах влияния.
Продолжение следует...
P.S. У нас появилась web-версия нашего телеграм-канала, где можно делиться интересными статьями в социальных сетях и блог на Яндекс.Дзене.
Перейти на сайт: http://monk_ey.tggram.com
Поймать .Дзен: "Эти странные люди"