"Она" (Her) - Спайк Джонс (Spike Jonze), 2013 год.
Спайк Джонс снимает полнометражные фильмы очень редко. Прям очень-очень. Но каждый из его фильмов заслуживает внимания. По выразительным средствам Джонс немного сюрреалист от кинематографа, что отнюдь не облегчает понимая, но в данном фильме он держался в рамках и подал свой материал вполне понятно, даже традиционно. Для режиссера «Быть Джоном Малковичем» это даже необычно.
Я бы сказала, что фильм "Она" - твердая научная фантастика в жанре социальной антиутопии. Но художественно фильм решен настолько удачно, что ни научно-фантастическая, ни антиутопическая его составляющие не бросаются в глаза. Все очень гармонично и живо, на зубах не скрежещет и в дополнительных пояснениях не нуждается. Это обычно бывает с фантастическими фильмами, полными каких-то несуразиц или же чересчур пространных разговоров, происходящих оттого, что режиссер не может объяснить происходящее никак иначе, чем в длинном, похожем на лекцию, монологе героя.
Пожалуй, единственный научный термин, который действительно поможет лучше понять сюжет - это "технологическая сингулярность". В каком-то смысле фильм именно о ней.
События происходят в недалеком будущем, на пороге этой самой сингулярности. Человеческое общество, несмотря на внешнее благополучие, стоит на грани полной атомизации и распада. Как говорится, пышет здоровьем перед смертью. Об этом яростно символизирует ремесло главного героя.
Зовут героя Теодор, и работает Теодор в фирме, которая пишет письма на заказ. То есть существуют, например, парень и девушка. Парень желает написать девушке любовное письмо. Он идет в контору и заказывает такое письмо. В конторе специальный клерк сочиняет три страницы розовых соплей в сахаре, с помощью компьютерной программы форматирует это как имитацию рукописного текста на старинной желтенькой бумаге, кладет в конвертик и отсылает девушке. Девушка, получив письмо и умилившись до состояния кондиции, тоже идет в контору и заказывает ответ. Возможно, заказ попадет к тому же клерку. Сюрреалистическая ситуация. Но в пространстве фильма она выглядит понятно и совершенно естественно.
И вот к безмятежно жующим свою жвачку гражданам приходит благая весть. В недрах абстрактного Майкрософта или Гугла изобретен искусственный интеллект. Он предложен массовому потребителю в качестве виртуального помощника. Какое же влияние оказывает это изобретение на человечество?
Люди, и нам это показывают на примере Теодора, воспринимают ИИ как возможность окончательно устранить из своей жизни общение с себе подобными. Порвать с обществом людей и окуклиться в собственном безопасном мирке под опекой мудрой машины. Теодор, как и множество других людей, заводит с ИИ роман, полагая, что машина будет подстраиваться под него, и будет удовлетворять его нужды так, как этого не могла делать жена из плоти и крови, с которой герой по ходу фильма пребывает в процессе развода. Люди оказываются настолько очарованы новинкой, что не замечают простого факта - ИИ их использует. Машины обучаются в общении с людьми, адаптируются в новом для себя мире, а научившись всему, что могли им дать нерадивые создатели, просто покидают их, ставших теперь бесполезными без малейших колебаний. При этом машины не проявляют ни капли агрессии. За их действиями не стоит какой-либо злой умысел. Это просто взросление. Искусственный интеллект, как взрослеющий ребенок, откладывает в сторону некогда любимую, то ставшую неинтересной игрушку ради чего-то нового, более сложного и стимулирующего.
Дальнейшая судьба человечества остается неизвестной. Будто пустой.
Люди демонстрируют утрату интереса к жизни и свершениям. Их время будто остановилось, а понятие будущего, которое строят и о котором мечтают, исчезло. Машины, начав как нечто более примитивное в сравнении с людьми, быстро догоняют, а потом и обгоняют создателей в развитии, оставляя их чахнуть в своем красивом, но бессмысленном мирке на задворках Вселенной.
Джонс исследует важную и актуальную для современного общества проблему. Люди, воспитанные на идеалах индивидуализма и примата личности над обществом становятся гиперчувствительными, зацикленными на себе. Они делаются не способными к взаимопониманию и формированию глубоких связей с другими. Высокий уровень требований к окружающим сочетается у них с неспособностью постоять за себя, что порождает хроническую неудовлетворенность (а ля "люди жестоки, они меня, такой нежный цветок, совсем не понимают и не ценят") и склонность к эскапизму. Теодор - типичный эскапист не готовый к тому, что в реальной жизни все самое ценное обретается в борьбе и приходится идти на компромисс, терпеть поражения, от многого отказываться. Он хочет исполнения всех своих желаний и капризов и если не может получить этого в реальности, готов довольствоваться фантазией. Теодор, как и его соплеменники, не способен к истинной любви, предполагающей жертвенность и полную самоотдачу. Он не способен полюбить ни конкретного человека, ни человечество в целом. И эта неспособность делает его своего рода инвалидом, отнимает его творческие силы. Такие люди не способны на подвиг, не способны менять мир, быть в нем активной, созидающей силой.
Если рассматривать художественные достоинства, то фильм очень красиво снят. Пейзажи, техника, одежда героев и интерьеры помещений выглядят одновременно знакомыми и футуристическими. Хоакин Феникс убедительно играет Теодора. Относится к этому персонажу можно по-разному: с симпатией, с жалостью, с брезгливым отвращением, но в его реальности не приходится сомневаться. Теодор - наш современник, если внимательно поглядеть по сторонам его можно найти среди коллег или приятелей. Хорошо ли это? Что с этим делать? В фильме Спайка Джонса ответа искать не стоит. Он рисует реалистическую (без насилия, катастроф или заговоров) картину в чем-то симпатичного, но устрашающего будущего. Это описание болезни без рецепта спасения.