Танк Менделеева
В том же году проект первого в мире сверхтяжелого танка разработал инженер Василий Дмитриевич Менделеев (сын русского химика Д. И. Менделеева), который предложил фактически настоящий бронированный форт на гусеничном ходу. Проект содержал много оригинальных технических решений:
- поворот маски пушки при помощи электрического сервопривода, с
- сервопривод агрегатов трансмиссии,
- пневматическую регулируемую подвеску, позволявшую опускать корпус машины на грунт для более точной стрельбы с места,
- подъемную пулеметную башенку,
- противоснарядное бронирование (100-150 мм),
- дублирование постов управления.
По всем показателям тактико-технические характеристики машины впечатляли, при этом особенно мощным казалось вооружение - 120-мм морская пушка Канэ. Проект предусматривал возможность переброски танка по железной дороге, поскольку только железнодорожные мосты и могли бы выдерживать подобную тяжесть. Важно и то, что конструктор предусмотрел разместить топливные баки в задней части корпуса, в специальном отделении под днищем, что существенно уменьшало возможность пожара в боевых условиях.
К сожалению, танк Менделеева не отражал реального положения вещей и нужд армии. В нем все было избыточно. Даже через много лет танкам не требовалась толщина брони в 150-мм, а также такие мощные орудия, огромный вес и малая проходимость.
Другие проекты
Австралиец Ланселот де Моль предложил в 1912 году более реалистичный проект машины, гусеничное шасси которой могло изгибаться в горизонтальной плоскости, чем и достигалась возможность совершать повороты. "Платформу" де Моля можно было использовать в качестве носителя различных видов вооружения, однако военный комитет отклонил его предложение. Так же как и многие другие, конструктор придумал свою машину слишком рано.
В 1883 году был сконструирован пулемет, паровые тракторы и транспортеры для пушек использовались в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг. Можно вспомнить и о том, что в войнах конца XIX столетия широкое распространение получили бронепоезда, причем первый проект такого поезда появился во Франции еще в 1826 году. Но в Европе первый бронепоезд был построен только через 22 года: его применила австрийская армия во время осады венграми австрийской столицы. Затем бронепоезда использовались во время гражданской войны в США, участвовали в обороне Парижа в 1871 году, после чего наступил относительно короткий период развития "бронекареток".
Серия бронекареток сводилась в группу, представлявшую собой мелкие подвижные огневые точки на рельсовом пути. Максимальное развитие и практическое применение бронекаретки получили при обороне Серета в Румынии в войне 1889 года, где их было применено 571. Пример Англо-бурской войны, широко применялись бронепоезда, также является весьма показательным, но боевая машина на гусеницах в это время в армии так и не появилась.
Военная доктрина того времени не соответствовала уровню технических достижений из-за инертности мышления. На кораблях по-прежнему сохранялись паруса и тараны, а пулеметы "максим", по мнению военных стреляли слишком быстро и тратили слишком много патронов, что для военного бюджета казалось обременительным. Армии готовились к маневренным боям на пересеченной местности. Перемещаться туда они должны были по железной дороге, а там на местах идти своим ходом. Маневренная война просто не требовала тяжелых, медлительных машин, в то время появившиеся быстроходные автомобили на пересеченной местности использовать было нельзя. Скоростные машины на гусеницах также были невостребованы