Редакция "Культпросвета" совместно с проектом Craftkino.ru предлагает пятёрку кинокартин, как нельзя более подходящих для знакомства с понятием качественной структуры сценария.
«Терминатор», 1984 год.
Автор сценария и режиссёр: Джеймс Кэмерон.
Издалека выглядящий, как обыкновенный фильм про роботов, боевик Кэмерона построен на железобетонной драматургии с безупречной экспозицией, завязкой, перипетиями, кульминацией и развязкой. «Терминатор» лишний раз подтверждает, что именно на жёсткой конструкции нужно строить хороший фантастический фильм, чтобы ему не противопоставляли современные блокбастеры.
«Рокки», 1976 год.
Автор сценария: Сильвестр Сталлоне.
Режиссёр: Джон Эвилдсен.
Легендарная история про добродушного и глуповатого провинциального боксёра Рокки Бальбоа – пожалуй самая известная спортивная драма в истории
«Крёстный отец», 1972 год.
Авторы сценария: Фрэнсис Форд Коппола и Марио Пьюзо.
Режиссёр: Фрэнсис Форд Коппола.
Трёхчасовой кинороман Фрэнсиса Форда Копполы по гангстерскому роману Марио Пьюзо – это полотно истинно шекспировского масштаба. Самое важное в нём то, что это фильм не о мафии, а о семье.
Мы увидим судьбу семейства Корлеоне на протяжении целого десятилетия. Сам режиссёр много раз говорил, что хотел сделать италоамериканскую версию «Короля Лира».
Масштаб человеческих страстей и развития характера здесь соответствующий. Не даром многие специалисты до сих пор называют «Крёстного отца» величайшим фильмом в истории человечества. Лично для меня «Крёстный отец» - это лучший учебник по киноискусству.
«Хороший, плохой, злой», 1966 год.
Авторы сценария: Серджио Леоне, Лучано Винченцони, Адже и Скарпели.
Режиссёр: Серджио Леоне.
Вестерн на все времена, как мы уже говорили в статье про спагетти-вестерны. Структура «Хорошего, плохого, злого» не столь стандартна, как все предыдущие – например, здесь отсутствует экспозиция персонажей, и зритель знает лишь их клички.
Но, безусловно, перед нами эталон и приключенческого фильма, и вестерна. Пособие по созданию увлекательной лихой истории, ярким харизматичным персонажам, и, конечно, выразительным киноэпизодам. К тому же, на таком фильме можно наглядно убедиться в том, что есть жанровая история.
«Криминальное чтиво», 1994 год.
Авторы сценария: Квентин Тарантино и Роджер Эйвери.
Режиссёр: Квентин Тарантино.
Один из величайших кинофильмов конца ХХ века и главный триумф безумца Тарантино. «Криминальное чтиво» - это отличный пример целенаправленно разорванной драматургической структуры.
Подтверждение слов Жана-Люка Годара: «У каждого фильма должны быть начало, середина и конец. Но необязательно в указанном порядке». Переплетающиеся линии, прыжки из прошлого в будущее, из будущего в настоящее, насквозь киношные персонажи и ярчайшие диалоги – лишь немногое из того, чему можно научиться у «Криминального чтива».
Спасибо за внимание! С Вами был «Культпросвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!