Найти тему
русский техник

Разрушаем 10 мифов о подшипниках

Данные заблуждения собраны в результате общения с комментаторами на моем канале "Русский техник" в Youtube. Почти весь контент на моем видеоканале посвящен закрытым подшипникам и их смазке. Комментариев поступает много, и некоторые из них очень познавательны и интересны. Некоторые - технически безграмотные, но этим тоже интересные. Мне показалось полезным разобрать технически нелепые, но сильно устоявшиеся в народе мифы о подшипниках и их смазке.

1. В подшипнике не должно быть зазора. Если внешняя обойма шатается относительно внутренней, то это брак

На самом деле, такой зазор - это нормально. Он называется радиальным.

Во-первых при температурном расширении, когда подшипник нагревается, зазор уменьшается. И если зазор изначально будет нулевым, то подшипник просто-напросто заклинит. Бывают, правда, подшипники с нулевым зазором. Они предназначены для особых случаев, когда конструктивно нагрев подшипника не допускается и нужна высокая точность. Но такие случаи очень редки и такие подшипники надо заказывать специально. Также бывают подшипники с увеличенным радиальным зазором. Эти подшипники предназначены для работы в условиях повышенных температур.

Во-вторых, при установке подшипника внатяг радиальный зазор уменьшается. Это тоже следует учитывать при выборе подшипника.

2. В закрытый подшипник надо обязательно добавлять свою смазку, т.к. производитель почти никогда не закладывает смазку в достаточном количестве

Производитель обязан закладывать смазку определенной марки и в определенном количестве согласно стандарта (в РФ обозначение смазки, заложенной в подшипник, нормируется ГОСТ 3189-89).

Коды обозначений смазок отечественных подшипников. Отсутствующее обозначение означает смазку ЦИАТИМ-201
Коды обозначений смазок отечественных подшипников. Отсутствующее обозначение означает смазку ЦИАТИМ-201

С17 в обозначении этого подшипника означает Литол-24. 
 (зеленый цвет, нехарактерный для Литола, - это косяк производителя. Это тот редкий случай, когда смазку надо все-таки заменить. Смотрите видео на моем канале "4 случая, когда надо заменить смазку в закрытом подшипнике".)
С17 в обозначении этого подшипника означает Литол-24. (зеленый цвет, нехарактерный для Литола, - это косяк производителя. Это тот редкий случай, когда смазку надо все-таки заменить. Смотрите видео на моем канале "4 случая, когда надо заменить смазку в закрытом подшипнике".)

У зарубежных производителей существуют собственные внутренние стандарты. Как правило, обозначения смазок указаны в каталогах производителей. Например, у SKF и у NSK существуют собственные коды, обозначающие типы смазок и количество закладываемой смазки в закрытый подшипник (относительно общего объема).

NAS7 - код смазки, S5 - код заполнения смазкой
NAS7 - код смазки, S5 - код заполнения смазкой

На коробке NSK (и только на ней), например, всегда указывают тип смазки и его заполненность смазкой (30%, 50% или 70%). Подробнее о смазке закрытых подшипников NSK смотрите видео на моем канале: "Почему не надо добавлять смазку в закрытые подшипники. Смазка закрытых подшипников NSK".

3. Смазку в закрытых подшипниках надо менять потому, что производителем закладывается только консервационная смазка на период хранения

В закрытый подшипник всегда закладывается только рабочая смазка на весь период эксплуатации. Тип заложенной смазки можно узнать только по коду подшипника. Иногда коды смазки не проставляются на самом подшипнике, а присутствуют только на картонной коробке.

4. В закрытый подшипник забивать смазку следует плотно, по максимуму

В высокооборотистые подшипники смазку закладывают на 50% или менее от внутреннего объема. Если подшипник тихоходный (меньше 1000 оборотов в минуту), то заполнять смазкой можно и на 100%.

Если смазка будет заполнять 80-100% внутреннего объема подшипника и если подшипник работает на высоких оборотах, то неизбежным будет дополнительное повышение температуры из-за того, что излишки смазки будет усиленно "взбиваться" в подшипнике. Это нежелательно, т.к. при температурах выше 70 градусов смазка "стареет" с повышенной быстротой. Причем с каждым повышением на 10 градусов относительно этой отметки "старение" усиливается двукратно. Подробнее - читайте мой материал "Много смазки - тоже опасно".

5. Самая лучшая смазка - синяя. Синий цвет говорит о высоком содержании какого-то важного компонента

-5

Синий цвет, как правило, ни о чем не говорит. Правда, в известной автомобилистам "158" смазке синий цвет был обусловлен антиокислительной присадкой на основе медного соединения. Смазка была долговечной, применялась в шарнирах и в карданных соединениях автомобиля и пользовалась заслуженно высокой репутацией советских автомобилистов. Поэтому сейчас некоторые недобросовестные производители смазки добавляют синий краситель в смазку и продвигают ее как "ту самую синюю".

Однако иногда цвет смазки все же несет некую информацию. Но это все, опять же, на совести производителей. Подробнее - читайте мой материал
"Цвет смазки. Какую информацию он несет".

6. Смазка никогда не вытечет из закрытого подшипника, даже если уплотнение повреждено - ведь смазка прижимается к внешней обойме центробежными силами, а в состоянии покоя остается неподвижной

Уплотнение в подшипнике существует не столько для того, чтобы удерживать смазку, сколько для защиты смазки и поверхностей качения от грязи, пыли и от абразивных продуктов износа соседних деталей. Соответственно, если уплотнение будет негерметичным, то смазка быстро загрязнится и подшипник долго не проработает.

Пример деффектного уплотнения типа RS. Передняя уплотнительная крышка снята, смазка удалена.
Пример деффектного уплотнения типа RS. Передняя уплотнительная крышка снята, смазка удалена.

7. Температура плавления смазки для подшипника не столь важна, т.к. подшипники почти никогда не нагреваются выше 90 градусов, а при такой температуре работает подавляющее большинство смазок

Во-первых, высокий температурный порог работоспособности смазки говорит о том, что смазка будет дольше оставаться в рабочем состоянии. Дело в том, что при температурах выше 70 градусов начинается интенсивный процесс окисления смазки. При каждом повышении температуры выше этого порога на 10 градусов интенсивность окисления двукратно усиливается. Соответственно, смазка с высоким температурным пределом по определению будет лучше сопротивляться высокотемпературному окислению.

Во-вторых, локально на рабочих поверхностях качения температура превышает среднюю по подшипнику и может достигать 150 и больше градусов. То же самое происходит и при экстремальных нагрузках или ударах. Если смазка выдержит такое испытание, то и подшипник, скорее всего, сохранит свою работоспособность.

8. Подшипники, маркированные ГПЗ, сохраняют высокие традиции качества, унаследованные от советских заводов

Даже у советских заводов существовали определенные градации качества. В розницу шли самые низкокачественные подшипники, качеством получше - на автомобильные и машиностроительные заводы, самое высокое качество - для оборонки.

Сейчас - примерно та же ситуация, даже похуже. Многие ГПЗ сдают основные свои площади в аренду, а чтобы формально сохранять производственный профиль, закупают комплектующие для сборки или вообще готовые подшипники в Китае и маркируют их своими обозначениями. Естественно, в таком случае о качестве говорить вообще не приходится.

9. В любой подшипник добавляй Литол-24 и он спокойно проходит 300 000 километров

Во-первых, Литол-24, при всей его универсальности, имеет определенные недостатки. Он не рассчитан на экстремальные и ударные нагрузки из-за отсутствия в своем составе антизадирной присадки. Также он не рассчитан на высокоскоростные применения, т.к. имеет густую консистенцию, соответствующую NLGI 3 по общепринятой классификации густоты смазок. А для высоких оборотов рекомендуется NLGI 1 или 0.

Во-вторых, температурный предел применения Литола составляет 120 градусов. При том, что это выше, чем обычная рабочая температура подшипников (80-90 градусов), на фоне современных смазок с температурными порогами в 140-160 градусов Литол-24 проигрывает, в первую очередь, по долговечности. А с небрежным отношением к превентивному обслуживанию и с сомнительным качеством запасных частей в России лучше перестраховываться и применять высококачественные долговечные смазки.

Да, у Литола-24 есть и плюсы: это надежный и проверенный годами загуститель на литиевом мыле, имеющий хорошую водостойкость. Густота Литола делает удобным процесс набивания смазки в подшипники. Да и дешевизна тоже говорит сама за себя. Однако я бы рекомендовал применять только импортные смазки, имеющие обозначение в соответствии с классификацией NLGI:

NLGI LA и NLGI LB - для подшипников и шарниров шасси автомобиля
NLGI GA, NLGI GB и NLGI GC - для ступичных подшипников, как для наиболее ответственных узлов в автомобиле, отвечающих за безопасность водителя и пассажиров.

Ищите такие значки на этикетках
Ищите такие значки на этикетках

Подробнее о моем взгляде на применение Литола-24 читайте в материале "Почему нельзя применять смазку в современных автомобилях".

10. Если подшипник ставится на неответственные узлы, вроде дачных тележек или детских самокатов, то его низкое качество оправдано

Подшипник, даже если он ставится на детские самокаты, все равно должен оставаться подшипником. Да, он может иметь самую дешевую смазку и самый низкий класс точности. Но в рамках стандарта. Который предполагают определенную твердость, определенную точность геометрии, определенное качество уплотнений. И просадка одного или нескольких этих качественных показателей автоматически означает, что это не подшипник, а брак. И производитель, допускающий такой брак, по определению не может считаться ответственным производителем, которому можно доверять.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Самый большой в мире закрытый подшипник

9 мифов о долговечности подшипников