Здесь не будет скучных перечислений преимуществ академической постоянной экспозиции перед временной современной выставкой, привезенной из частного собрания предприимчивого коллекционера. Разберемся, как не заплутать в музейном пространстве, где повсюду со стен свисают и взирают герои мифологии или библейских сюжетов.
Первое, самое банальное, но при этом все равно рабочее – берите карту музея и все буклеты выставок. По пути вы сможете определиться, что вам действительно хочется посмотреть, и не потратите время на однотипные портреты вельмож, приближенных ко двору XVIII века, если это, конечно, не цель вашего визита. Чаще всего в музеях есть постоянная экспозиция из его фондов, составленная в хронологическом порядке, повествующая об истории искусства этой страны или мира в целом, она наглядна, очень хорошо проаннотирована (есть тексты рядом с работами, аудиогид, экскурсоводы, которые отлично знают работы) и доступна для массового зрителя, не требует особой подготовки. А также в музеях бывают временные экспозиции – это зачастую привозные выставки, которые колесят по миру или собираются специально. Бывают персональные, посвященные одному автору, или групповые, которые сочетают сразу несколько имен. Такие выставки широко рекламируются, к ним выпускается сувенирная продукция, каталоги, и посмотреть ее можно в сжатые сроки. Здорово сходить отдельно на постоянную и отдельно на временную выставку, чтобы в голове было представление о музейном собрании и об уникальных именах. Чтобы не получить визуальную кашу.
Второе, что я могу предложить, это выбрать для себя интересующий вас период. В музеях любят хронологию, нарратив, все изображения специально размещены так, чтобы рождать у вас в голове определенную идею, рассказывать что-то, как будто вы идете и смотрите фильм, у которого всегда есть начало, конец и плавно перетекающие друг в друга сцены. Лучше проходить выставку поэтапно, так, как закладывал «режиссер» - куратор выставки, тогда и впечатление будет более полным и осмысленным. Лучше всего выбирать отдельный зал, читать экспликации, может погуглить некоторые имена или сюжеты, это поможет составить образ времени, понять, почему в данный период писали именно так и никогда больше не путать барокко и ренессанс.
Если период выбирать совсем неохота, можно выбрать имя. И ограничиться просмотром только этого автора. Жадничать на весь музей не стоит, можно устать, не найти скамейку, потом засесть в кафе поблизости и долго отдыхать, глядя на неуменьшающуюся очередь возле входа. Такое ограничение позволит вам не перегрузиться, ведь накушавшись экспонатами досыта, потом еще не скоро захочется к ним возвращаться, а переедание, как известно, вредно, пусть и зрительное.
И конечно в музей не стоит ходить ради галочки, это как с книгой, прочитанная по диагонали, она не раскрывает своей сути до конца, остается непонятой и может не понравиться. Лучше вдумчиво проходить главу за главой, или выбрать отдельные для перечитывания, рассматривать сюжеты с вниманием, проводить внутреннюю работу, тогда совокупность всех переживаний реализуется в катарсисе, тогда удастся получить всю глубину, взирающую на нас сквозь века. Безумно пафосно и заносчиво звучит, но любая работа, выставленная в приличном музее, требует времени, она не раскрывается сразу, ее, как и музыку, нужно послушать до конца, чтобы составить свое мнение. Безусловно, некоторые композиции дают о себе знать с первых аккордов, и становятся сразу ясны, но мы же говорим о высоком искусстве, выбранном институцией с репутацией, значит все не просто так.
Хочется голосовать за полное погружение, а не откусывание кусочков, пробу, туристический азарт. Желаю приятного просмотра! И помните, что даже маленький провинциальный музей с небольшой коллекцией может скрывать интересные вещи в стенах своих фондов.