Жуткие истории происходят с российскими авиапассажирами, попавшими под беспощадный каток отечественного овербукинга, которого как бы официально нет, но реально он есть всегда и везде. Напомню, что так называется ситуация, когда билетов на самолет продается больше, чем мест в салоне, в надежде, что кто-то не придет на посадку, опоздает и т.п. В результате чего последние пассажиры, пришедшие на регистрацию в аэропорту рискуют никуда не улететь даже при купленных билетах. Для России это печальная ситуация, потому что законодательно она до сих пор никак не отрегулирована, и наши авиакомпании могут спокойно послать тебя со словами "ничего не знаем, это ваши проблемы, у нас технический сбой, мест нет". Но вам может и повезти, если авиакомпания действительно проявит уважение к пассажирам и сама предложит и компенсацию и альтернативные удобные рейсы и пересадит из эконом-класса в бизнес. Но в России я бы не стал обольщаться по этому поводу. А обращаться в наш суд - это то еще удовольствие.
В Европе, если я не спешу, я, наоборот, мечтаю попасть под овербукинг, чтобы получить от авиакомпании компенсацию и всякие ништяки. Лучшая скандинавская авиакомпания Finnair вообще предлагает программу добровольного овербукинга, рассылая перед переполненными рейсами письма следующего содержания (оригинал здесь):
"Уважаемый пассажир, мы обращаемся к вам с предложением стать участником программы добровольного овербукинга. Мы приносим свои извинения за овербукинг который ожидается сегодня на вашем рейсе и за возможные неудобства, которые он может повлечь. Если вы согласны стать участником программы, мы с предельным вниманием отнесемся к вашим планам. Мы доставим вас в пункт вашего назначения другим рейсом не позже того времени, какое указано в вашем билете. Если мы не сможем это сделать, и вы попадете в пункт назначения позже, то мы предлагаем следующую денежную компенсацию:
€125 за рейсы до 1500 км
€200 за рейсы в пределах Евросоюза свыше 1500 км или на все остальные рейсы от 1500 до 3500 км.
€300 за рейсы длиннее 3500 км.
В качестве альтернативы денежной компенсации мы предлагаем ваучеры авиакомпании на покупку билетов (для жителей еврозоны) или подарочные мили Finnair Plus для остальных участников:
€200 или 20.000 миль Finnair Plus за рейсы до 1500 км
€300 или 40.000 миль Finnair Plus за рейсы в пределах Евросоюза свыше 1500 км или на все остальные рейсы от 1500 до 3500 км.
€500 или 60.000 миль Finnair Plus за рейсы длиннее 3500 км. "
То есть можно даже не ехать в аэропорт, а заранее принять решение о замене рейса и компенсации и связаться с авиакомпанией по указанным тут же телефонам. Примерно такие же компенсации предусмотрены за овербукинг по всей Европе и Америке. Возможно повышение класса обслуживание: при распроданных билетах в эконом-класс, вам могут предложить улететь в бизнес-классе, что тоже шикарно.
Как попасть на овербукинг в Европе? Лететь в разгар сезона удобными по времени рейсами на популярные направления. Ни в коем случае не регистрироваться онлайн, а приходить к концу регистрации в аэропорт, сказать на стойке, что ты согласен на овербукинг, если таковой случиться, оставить свой телефон.
Как НЕ попасть на овербукинг? Регистрироваться онлайн, и как можно раньше. Узнать на сайте авиакомпании за сколько часов начинается интернет-регистрация, и сделать это сразу же после ее начала. Если по каким-то загадочным причинам это не удалось сделать (хотя в 21 веке выйти в интернет можно и со смартфона, и с чего угодно), приезжайте в аэропорт заранее и как можно раньше. Как только вы зарегистрированы, никакой овербукинг вам не страшен.