Тесла хочет изменить мир, продавая экологичные электромобили в массы. Но некоторые из рабочих, которые трудились, чтобы построить эту мечту, пострадали на этом пути.
Террилл Джонсон устанавливал автомобильные багажники на заводе Тесла во Фремонте, штат Калифорния, когда услышал звук, который определит его судьбу на следующие несколько лет, если не на всю оставшуюся жизнь. «Это был сильный, громкий хлопок», - вспоминает он. Что-то пошло не так и в результате этого микро взрыва Террил получил сильную травму левой руки, плеча и локтя.
Это был сентябрь 2015 года. Джонсон отправился в вынужденный отпуск по состоянию здоровья и теперь, перенеся две операции и более двух лет спустя, он все еще ждет компенсацию и пытается свести концы с концами в одной из самых дорогих столичных областей страны, существуя на социальные выплаты от государства. Он не может заниматься спортом, и когда он ходит, он держит свою травмированную руку в кармане, потому что в противном случае она качается и причиняет ему боль.
«Я не могу поднять и 5-ти килограмм левой рукой, а я левша», - сказал он. «Врачи сказали, что рука уже не будет прежней». Террилл сейчас действительно в затруднительном положении, поскольку не понимает, как ему оплачивать дальнейшее лечение и на какие средства жить.
Тесла - крупнейшая и самая высокопроизводительная электромобильная компания в мире. Это бизнес стоимостью 57 миллиардов долларов, построенный на послании инноваций, амбиций и социального блага. Его автомобили, модель 3, модель S и модель X, продаются по цене от 35 000 до 79 500 долларов США и дают своим покупателям не только финансовый статус, но и определенный эко-футуристический блеск. Основатель Tesla, Элон Маск, известен тем, что хочет колонизировать Марс. «Наша миссия: ускорить переход мировой экономики к устойчивой энергетике», красуется над входом на фабрику в Фремонте.
Но в то время как Тесла может в конечном итоге изобрести ревлюционный автомобиль, компания не изобрела производство будущего. И никакого секрета нет. Здесь, во Фремонте, на единственном в стране заводе по производству автомобилей, не принадлежащем США, люди, которые трудились, чтобы построить будущее транспорта, сделали это, работая долгие часы с более низкой средней по отрасли оплатой, по словам работников, и более высоким, чем средний риск травматизма, согласно данным исследований пролабор, некоммерческой организации.
В прошлом году, на фоне профсоюзного движения и ряда негативных утверждений о своих условиях работы, Tesla подняла начальные почасовые ставки на 2 доллара США; сегодня, по ее словам, работники производственной линии получают больше, чем на любых других, схожих заводах, а уровень травматизма примерно равен среднему национальному показателю.
Но 15 человек, которые работали на заводе Теслы в течение последних пяти лет, описывают эту революционную работу — результат амбициозных производственных целей компании — как работу на износ с предельным напряжением, что привело в некоторых случаях к пожизненным травмам. В период с 2012 по начало 2017 года 180 сотрудников Tesla подали заявку на компенсацию за частично или навсегда инвалидизирующие травмы, согласно базе данных из Калифорнийского Департамента производственных отношений (DIR). В интервью некоторые из этих раненых сотрудников описали выполнение повторяющихся задач с небольшой возможностью замены позиций - в нарушение собственной политики Tesla, а также отраслевых норм. Большинство из этих работников зарабатывали около 17 долларов в час, прежде чем получили травму; некоторые из них сказали, что они в конечном итоге потеряли свои дома после этого, не в состоянии оплачивать аренду и кредиты.
«Вы ожидаете, что Тесла станет компанией будущего», - сказал Анджело Ароче, который работал в Тесле с октября 2016 года по октябрь 2017 года. «Они говорят, что хотят спасти мир. Но они даже не беспокоятся о здоровье своих сотрудников ». Когда Ароче начал работу в Тесле, коллеги сказали ему, что не будет таких же правил, тренингов и ожиданий техники безопасности, как на других рабочих местах: «Я отмахнулся. Я подумал: «Это не может быть так плохо - это Тесла. Приходите сами, чтобы узнать. Все, о чем они меня предупреждали, было правдой ».
В официальном заявлении представитель Tesla сказал, что его сотрудники проходят современную многодневную учебную программу. Пресс-секретарь также сообщил «Для нас ничего важнее, чем безопасность наших сотрудников. Мы твердо убеждены в том, что этого травм не должно быть, и мы пытаемся создать новый способ производства, который будет настолько близок к нулевым травмам, насколько это возможно по-человечески. ... Наши сотрудники очень много работают, чтобы помочь достичь миссии, которую все мы так глубоко чувствуем, и они должны чувствовать себя в абсолютной в безопасности».
Тесла подчеркивает, что у них есть политика, направленная на обеспечение безопасности производственных рабочих. Но несколько бывших сотрудников говорят, что это далеко не так.
"Я работал там" говорит Джонсон, бывший сотрудник Тесла. "Компания регулярно не следует своим собственным руководящим принципам охраны окружающей среды и безопасности, в которых говорится, что рабочие должны несколько раз в день менять задачи и операции — это стандартная производственная практика предотвращения эргономических травм".
"Поймите, я бы никогда не пострадал, если бы менялся каждые два часа в 8 - или 10-часовой рабочий день", - говорит Джонсон. "Это были их стандартны и они звучат хорошо и правильно. Только не исполняются"
Джонсон подал заявление на компенсацию за производственную травму, которая лишила его возможности нормально работать в течение продолжительного периода времени. Произошло это в 2016 году. Он до сих пор ожидает решения и выплаты. И особых иллюзий уже не питает. А Тесла тем временем, трубит во все медиа, что "очень обеспокоена травмами на производстве и внимательно относится ко всем заявлениям" Мол, "мы очень хотим помочь людям восстановиться и вернуться к нормальной жизни".
По словам Джонсона, в Тесла, собраний по поводу ротации рабочих мест в течение дня, проводится в разы больше, чем самих ротаций. Элон Маск, по его словам, знает о ситуации, но особо не волнуется на этот счет, размышляя исключительно над тем, чтобы автомобили строились. А сколько будет травм и как это происходит, кому какое дело. Слова Джонсона подтверждает и Рита Лейя.
Она работала в Тесла в 2016 году и после начавшейся боли в локте из-за долгой работы на одной и той же позиции, попросила менеджера (это не смотря на стандарты о смене каждые 2 часа) сменить ее, поменять позициями с другими ребятами. На что менеджер ей отказала. В итоге, Лейя теперь в том же списке очередников с производственной травмой.
Интересно, также, следующее. Завод Тесла находится в штате, где прожиточный минимум на семью из 4-х человек составляет примерно 80 400$ в год. Предполагается, что это двое взрослых и 2 ребенка. Сотрудники Тесла зарабатывают в среднем 17$ в час. При 8 часовом рабочем дне. Т.е. не сложно посчитать, что на двоих взрослых это около 68 000$ в год. Без учета налогов. Т.е. люди существуют за чертой бедности по меркам штата. После того, как данная информация была предана огласке, Тесла подняла заработную плату до 19$ в час. Что позволило выйти на уровень прожиточного минимума. И только.
Есть и другой интересный факт. Бывшие работники говорят, что компания выплачивает работникам часть зарплаты акциями компании. Причем, акции в собственность переходят только по истечении некоторого срока работы в Тесла, а именно, четырех лет, но налоги за них вычитаются из сотрудников с первого дня :) Забавно, да?
При этом, в компании об этом говорят с гордостью:
"В отличие от любой другой автомобильной компании, каждый сотрудник Tesla является владельцем компании, получая акции, которые увеличились в цене более чем в 10 раз с 2012 года и почти в 20 раз с момента нашего IPO в 2010 году" - говорится в заявлении компании. "Где еще работник производства в автомобильной промышленности мог получить акции компании поверх своей почасовой оплаты и других льгот, и где еще этот запас мог умножиться в стоимости, как это было в Tesla? Нигде".
Но для сотрудников, работающих сверхурочно для поддержки своих семей, долгосрочная ценность акций Tesla, которая не платит за еду, одежду или аренду, не кажется непосредственно актуальной.
Рубен, рабочий, который попросил не называть его фамилии, сказал, что когда он был нанят, ему было предоставлено 250 акций акции Тесла.
«Это деньги, но это не то, что вы можете держать в кармане и использовать это дерьмо, когда вам это нужно. Если вы хотите купить соду, вы не можете просто оторвать кусочек акций Тесла и сказать, вот, дайте мне пару баночек», - сказал он. «Пользоваться акциями можно только через четыре года. Вся проблема в том, что средний срок работы сотрудников в компании менее четырех лет».
Эргономичные травмы - это не единственный риск для работников. В мае The Guardian сообщила, что " машины скорой помощи были вызваны более 100 раз с 2014 года для работников, испытывающих обмороки, головокружение, судороги, аномальное дыхание и боли в груди." В августе работники утверждали, что неправильное химическое обучение привело к “аллергии, головокружению, кровотечениям из носа и, в одном случае, повреждению глаз.”
С момента открытия во Фримонте в 2010 году фабрика Tesla была проверена отделом безопасности и гигиены труда Калифорнии (Cal/OSHA) 17 раз; самый последний общедоступный отчет появился после инцидента в апреле 2017 года, когда нога сотрудника была поймана между транспортным средством и тележкой. Cal / OSHA обнаружили три нарушения здоровья и безопасности, за которые Tesla была оштрафована на $2,250. Компания была также привлечена к ответственности за одну аварию в 2016 году и четыре в 2015 году, включая штраф в размере 5000 долларов за то, что она не сообщила, что работница была госпитализирована после того, как на нее упал деревянный поддон.
"На ориентации они говорили так, как будто вы работаете на Вилли Вонка, и все будет волшебно легко и простов”, - сказал Марк Васкес, который получил серьезную травму спины во время работы на линии в Тесле в 2015 году. "Но как только вы немного продвинулись и начали видеть, как все идет... они режут углы.”
В марте 2015 года, Васкес выгружал детали в конце 12-часовой смены, когда он упал на колени от боли. Позвонок в спине Васкеса защемил нерв. После шестимесячного отпуска по болезни Васкес вернулся на работу, где он был помещен на “легкую службу " в отделение прачечной. Зарплата и часы были сокращены с 12-часовых смен по цене $17,50 в час до восьмичасовых смен по цене $10 в час.
“Мне пришлось вернуться домой", - сказал Васкес, которому тогда было 38 лет. "Мне пришлось продавать вещи, чтобы свести концы с концами - мой телевизор, моя кровать, мои комод."По его словам, около месяца он жил в своей машине.
"Я не знаю, что теперь делать. Даже принять душ и надеть футболку для меня проблема"
Девайн Джонс ушел в отпуск после того, как повредил шею в аварии погрузчика. "Это Калифорния", - сказал он. “Мне пришлось переехать. Моя арендная плата составляла 1600 долларов в месяц. Я переехал к своей тете - я переехал с семьей. Я взрослый мужик с детьми. Я чувствую себя полным дерьмом из-за этой ситуации.”
Начиная с 1 января этого года, Тесла изменил свою политику для рабочих, возвращающихся после травмы. Теперь сотрудники будут получать ту же зарплату, которую они первоначально получали, независимо от того, вернулись ли они на свою старую работу, на легкую службу или даже на волонтерскую работу в сообществе. Кроме того, Тесла также теперь позволяет травмированным работникам работать сверхурочно со специальным разрешением от своего врача. “Мы очень рады, что мы сделали этот шаг” - сообщают в Тесла.
Тесла продает автомобили, но это не главное в компании. Миссия в том, чтобы строить будущее.
Генеральный директор компании строит ракеты, когда-то планировал застроить все острова Пуэрто-Рико солнечными батареями, и надеется соединить глобальные города с серией высокоскоростных, подземных пневматических труб. А пока Элон мечтает и фантазирует, его завод в Фримонте сталкивается с довольно земными проблемами.
Ряд руководителей покинул компанию в начале этого года. Модель 3 все еще значительно отстает от графика, что привело к искам акционеров и некоторым финансовым провалам. Когда идет дождь, заводская крыша течет, по словам нескольких сотрудников: пол становится скользким и влажным, а роботы должны быть завернуты в пластик. Несколько работников подали иски с утверждениями о гендерной и расовой дискриминации на заводе.
"Я не ходил в гребаный колледж" - сказал Рубен. "Мой папа сказал, что тяжелая работа будет оплачиваться сама по себе. Вы знаете, что я узнал от Теслы? Тяжелая работа ни хрена не оплачивается".
"Все любят Тесла" - продолжил он. "Наверное, то, что они делают, это круто. Мы должны позеленеть и прочее дерьмо. Но то, как они поступают, - это неправильно. Жизни людей для них расходный материал".
"Ох, у этого парня пизд*ц спине? Дайте ему пару тысяч и заткните его. И давайте уже скорее приведем сюда нового придурка".