Русский рок умер. Но остались крутые группы и талантливые музыканты. Вот 10 отличных альбомов, вышедшие за последние 10 лет.
Вася Обломов – Повести и рассказы (2011)
Ростовский музыкант Василий Гончаров — персонифицированное воплощение всей пост-рокерской эволюции. В начале 2000-х аудитория «Нашего радио» узнавала его как лидера поп-рок-формации Чебоза, но даже тогда их главный хит был связан с рэпом. Это те самые Васильки, ремейк Эминемовского хита Stan. Группа пошумела, блеснула единожды на «Нашествии» и благополучно умерла.
Но Гончаров, кажется, все понял правильно, и в 2010 году вернулся как Вася Обломов. Это совсем не похоже на меланхоличную Чебозу — под литературным псевдонимом появился Некрасов наших дней. Одни его тексты были мрачны, другие невозможно смешны, все – злободневны и публицистичны. Но это был совершенно неожиданно захвативший всех новый русский рэп. Обломов стал одним из тех, кто смог открыть всю прелесть ритмичного чтения даже для тех, кто был слишком рафинирован, чтобы ее воспринимать. Ну и просто совпал с эпохой возвращения в Россию публичной политики, которое началось как раз в 2011 году. Вася Обломов вписался в эту волну и не покидает ее до сих пор.
Игорь Растеряев – Русская дорога (2011)
Те же 2010-2011 годы подарили нам еще один феномен, без которого теперь говорить о той музыкальной эпохе невозможно – Игоря Растеряева. Образ «своего парня из деревни с гармошкой» оказался неожиданно востребован в сети. Частично это объяснялось артистизмом самого Растеряева – профессионального актёра, частично — его же талантом мелодиста.
А частью – умелой игрой на стереотипах массового мышления о собственных национальных достоинствах и проблемах. На общем фоне пресловутого опошления памяти о Великой отечественной войне, которая тогда как раз начала набирать обороты, песня «Георгиевская ленточка» со словами «…зловещие места, / Там, где человек — / Главное богатство недр» звучит сильно.
Это действительно настоящий и нефальшивый голос памяти о войне. И даже некоторой антитезой собственной же юмористической «Русской дороге», где обыгрывается непроходимость русской природы для врагов.
Noize MC – Последний альбом (2010)
Свою самую скандальную песню Мерседес S666 Иван Алексеев написал в 2010 году, но в его главный альбом она не вошла. Это и не важно, потому что все компоненты стиля на Последнем альбоме уже есть. Это и образ лихого раздолбая, и дикая помесь фристайл-рэпа с расхлябанным панком. Конечно, Кирпичи были за 15 лет до него, но мы ведь говорим о нашем времени.
Самое главное – лихой фристайлер неплохо вписался не только в бурно развивающийся хип-хоп, но и в рок-тусовку. То иронизируя над Шнуровым, то приглашая к сотрудничеству Чачу Иванова.
ДДТ – Иначе (2011)
К концу нулевых большая часть старой гвардии русского рока оставила пик своей формы позади. Почти никто из ведущих критиков уже не писал о новинках столпов жанра в своих итоговых топах. Да что там, даже Мумий Тролль и Сплин ругали все чаще.
И вот в 2011 году группа ДДТ выпустила совершенно рискованную концептуальную дилогию о новой России. Юрий Шевчук кардинально обновил состав и не прогадал. Новый альбом оказался к Тренту Резнору ближе, чем к старой группе, поющей про осень. Хотя и на этом альбоме нашлось место всенародным хитам вроде Песни о свободе или Напиши мне, напиши. В любом случае, последний бой ветеранов русского рока оказался славным.
25/17 – Русский подорожник (2014)
Вообще-то дорога к триумфу русского рэпа была более чем торная. И тут очень важно вспомнить тех, чья дружба с рокерами была в свое время для многих неслабым разрывом шаблона.
В проекте Лёд-9 и песне Ад холода рэперов из 25/17 одобрил сам Константин Кинчев, и они стали выбираться из надевших шаблонов. В 2014 году альбом Русский подорожник стал высшей точкой конвергенции рока с рэпом. Мрачные социальные тексты, холодная атмосфера глубокой русской провинции рэперов оказалась густо замешана на аллюзиях и отсылках к русскому року. Это были и сэмплы группы ДДТ, и камео Дмитрия Ревякина, и всё тот же Константин Кинчев. Такой таран оказался достаточно сильным, чтобы под его ударами пал последний бастион заскорузлого рокерского консерватизма – Наше радио.
Louna – Дивный новый мир (2016)
Спустя пять лет после всплеска романтических надежд на перемены к лучшему мы сидели у разбитого корыта. Идея Новой России умирала. Из-за умелого противодействия властей, из-за бездарных действий самих протестующих. В конце 2016 года мы жили в мрачной антиутопии, которая только усугублялась.
Заряд энергии и ярости в таких условиях был необходим. Группа Louna своим суровым альбомом Дивный новый мир нам его дала. Вокруг хотят, чтобы мы заткнулись. А мы будем громче и злей. Церковь наступает на нашу свободу совести и поведения – вскроем ее гнойник. И когда придет новая весна, жить будет не так плохо. Не все сдались.
Бранимир – Жить На Глубине (2016)
Поэзия русского рока боролась до самого конца. Суровый волгоградский бард, выступающий в одиночку, был одним ее лидеров. Обходясь без пошлый сравнений, стоит признать – двухтомник о песнях утопающих стал самой серьёзной поэтической работой русского рока в десятые годы. Оказалось, что такой музыке даже не нужны слишком навороченные аранжировки, потому что слово само по себе – не менее интересный музыкальный инструмент, в сочетании с раскатистой хрипотцой. Да, картины нарисованы серым цветом, но у этого серого столько оттенков, что даже мрачнейшая жизнь спальной России вдруг расцветают жизнью, любовью и даже счастьем? Да, счастьем, пусть и посмертным.
Мельница – Алхимия (2015)
Группа Мельница в 2015-2016 годах записала и выпустила свой самый амбициозный и продолжительный проект. «Альхимейра» — рассказ о любви и ее последствиях в двух частях. И теперь, спустя год после всего, альбом по изобретательности аранжировок, яркой силе поэтических текстов и ясности выраженной мысли может быть сравним разве что с Physical Graffiti. Тем более, что после электрификации схожести с Led Zeppelin у группы только прибавилось.
Оргия праведников – Для Тех, Кто Видит Сны Vol.2 (2016)
Но самой яркой, очевидной и серьёзной точкой в истории русского рока стоит признать другую выдающуюся дилогию. Это была одна из самых сложных и мучительных работ в списке. Группа Оргия Праведников шла к альбомам Для тех, кто видит сны долгие годы. И дело не только в огромном перерыве между альбомами, но и в том, что для этого должно было пройти много лет развития.
Сама группа всегда хотела совместить в музыке достижения и мировой, и русской рок-музыки. Суровая история о смерти и воскрешении человека, общества, мира и Бога подошла к этой задаче максимально точно. Это не только традиционное сочетание замысловатых арпеджио акустики и грохотя тяжёлого рока. Это и большая история, итог которой запускает нас куда-то в космос. Где мы уже не вспомним, как все началось, да и как все закончилось – тоже не вспомним. Это уже не важно. История рока окончена. Началась эпоха мифов и легенд.
Oxxxymiron – Горгород (2015)
Что же осталось нам? Чтобы разобраться в этом вопросе, надо вернуться на пару лет назад и прослушать самую выдающуюся работу в истории русского хип-хопа. Долгую, обстоятельную поэму Горгород можно слушать вне зависимости от того, нравится ли вам жанр или нет.
Это большое и серьёзное высказывание одарённого музыканта, которое лучше всего воспринимать как оглушительный крик новорождённого. Крик от ужаса того, что придётся жить. Только этот новорождённый уже достаточно разумен, чтобы понимать весь кошмар мира, в котором он оказался. Мирон Фёдоров, самый начитанный и мастеровитый из наших рэперов, рассказывает об этом через такое огромное количество масок и призм, что новой эпохе остаётся только дать зелёный свет.
Текст: Григорий Князев
Оригинал статьи на Роккульте