На фильм «Салют-7» у меня были особые ожидания. Никогда не забыть лето 1975 года, когда я, заведующий лабораторий психогенетики одного из академических институтов, втайне от всех, поступал во ВГИК. Дрожал как зайчик под кустиком. Конкурс огромен. И вот позади творческие экзамены, одни пятерки, настал черед обычных экзаменов, последний – сочинение. Я выбрал свободную тему, тему, которая меня взбудоражила – как раз в то время состоялась стыковка на орбите кораблей «Союз» и «Аполлон». Я был горд прорывом науки, рукопожатием американских и советских космонавтов и в ярчайших подробностях описал их совместный полет на Марс. Десять раз проверил сочинение, ибо оценка даже в виде тройки перечеркивала все усилия и надежды. И когда сдал сочинение, закрывая дверь аудитории, был поражен молнией: в одном слове я допустил сразу две ошибки! «Аполлон» я написал как «Апполон»! Но во ВГИК меня приняли, хотя на Марс мы так и не полетели. Однако надежда живет в моем сердце, как огромное уважение к тем, кто покоряет Космос.
«Салют-7» повествует о спасении орбитальной станции Салют-7 в 1985 году. Снят режиссёром Климом Шипенко по сценарию Натальи Меркуловой. Премьера картины состоялась осенью 2017 года. Главные роли сыграли Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко. 26 января 2018 года картина была удостоена кинопремии «Золотой орёл» в главной номинации «Лучший фильм» и премии за лучший монтаж фильма.
Многие критики заслуженно сравнивают творение Шипенко и его коллег с фильмом «Аполлон-13» в главной роли – о лунной миссии, аварии в космосе. Прямые аналогии возникают «Гравитацией» Куарона - куда теперь без нее. Но я все же отметил пуповинную связь творения россиян с первым шедевром космической эры в кино – фильмом Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года», как оде радости познания и романтики. «Союз-7» объединяет с фильмом Кубрика и некий элемент мистики – странное сияние, которые видят космонавты на орбите. Чужеродный разум? Конечно, нельзя не сравнивать эту картину с фильмом «Временем первых», о котором я уже писал в «Кинопсихиатрии». Их стыковка на орбите проката – какой-то странный сбой наземных служб. Не так часто картины такого уровня выходят в России, чтобы допустить сближение их орбит.
Но вернемся к «Союз-7». Спору нет, это впечатляющее достижение отечественного кино. Потрясающие съемки космоса, невесомости, красоты земли. Стремительный монтаж, впечатляющая игра актеров, мудро сбалансированная пропорция эпизодов на орбите и в Центре управления полетом, с пунктирными образами жен. Трогает меня сцена прощания космонавта Федорова с женой и дочерью – насколько известно, она срисована с приглашением в ЦУП жены Комарова, когда все ее участники знали, что космонавт обречен. Она подготавливает и следующую по накалу сцену, когда бортинженер Алехин отказывается подчиняться приказу спастись одному.
О фильме множество рецензий, хвалебных од, но я хотел бы обратить внимание на некоторое проявление психопатичности фильма, идущее еще от сценария. Нет, я не имею в виду истерические испуги от падения станции на землю – это, конечно, катастрофа, но далеко не тех масштабов, о которых всерьез говорят в ЦУПе. Не имею в виду и явные истерические нагнетания с тем, что американцы планируют снять станцию с орбиты с помощью «Шаттла», дабы уворовать ее секреты. Не было на станции особых секретов, не было пожара и обгоревшего космонавта, но художественный вымысел на то и существует, чтобы обострять драматургию, слегка преувеличивая накал событий. С этой точки зрения жаль, что Федорову ПРИКАЗАНО остаться и погибнуть, а Савиных - отправить на землю. На мой непросвещенный взгляд, можно представить ситуацию, когда кому остаться, а кому спастись – дается на решение экипажа. Тогда у Федорова возникает момент выбора, а он всегда интересен для сценариста.
Говоря об истеричности, я имею в виду куда более серьезные вещи. В картине важную драматургическую роль играет некий руководитель высокого ранга Шумаков (в исполнении Виталия Хаева) и сопровождающие его военные. Кто этот Шумаков? Куратор от ЦК? Представитель КГБ? Во всяком случае, действует он как слон в посудной лавке, помыкая непосредственным руководителем полетов Шубиным (актер Александр Самойленко). Шумаков не говорит – лает, отдавая приказ сбить станцию и космонавтов на орбите. Тут все и обостряется в плане драматургического напряжения.
Но давайте предоставим слово прототипу Федорова, командиру реального полета, Владимиру Джанибекову:
«Показали страшных русских генералов, готовых расстреливать своих в космосе. В фильме присутствует и высшее руководство страны с угрозами. Хотя всё было ровно наоборот: все надеялись на успех, спрашивали, чего не хватает, чтобы всё получилось. Никогда не угрожали нам. Работники ЦК КПСС и Минобороны только поддерживали, желали победы и соболезновали, если что-то шло не так. Наша армия несёт другую функцию: выручать, спасать, защищать и никогда не убивать».
Вторит ему и прототип бортинжинера Алехина, космонавт Виктор Савиных:
«Вопрос, сбивать ли станцию, вообще не стоял».
Вот это и есть момент истины. Не случайно у всех основных персонажей фильма есть реальные прототипы, а у Шумакова нет. Потому что он – лжеперсонаж! Но как эту ложь, маскирующуюся под документальность, может воспринимать молодежь, не знающая реалии того времени? Или зарубежные зрители – что они подумают о нас, о нашей психологии, о нашей стране? Убиваем своих, вместо помощи? Такие вещи могут не осознаваться, но входят в подсознание как нож в мармелад.
Говоря языком психиатра о фильме « Салют-7» , я бы употребил понятие «ограниченной вменяемости». Вот бы провести лечение, убрать все эти спекуляции с «кровавой гебней» - и фильм заслуженно стал бы предметом гордости и российского кино, и российской истории.
Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания, от +5 до -5): +3
Пси-Индекс (охраны психического здоровья, от +5 до -5): +1