Аналитический центр НАФИ совместно с Российским микрофинансовым центром и Фондом Citi в январе-феврале 2018 года провели исследование, результаты которого показали, что 44% россиян испытывают потребность в повышении уровня знаний и навыков в финансовой сфере.
Согласно полученным данным, почти половина жителей страны не всегда хорошо понимают те или иные аспекты работы с финансовыми организациями и их продуктами, в то время как организации зачастую переоценивают уровень осведомленности своих клиентов в финансовых вопросах.
Как выяснили эксперты, только 52% наших соотечественников хорошо ориентируются в параметрах предлагаемых им финансовых продуктов и лишь 41% граждан могут находить нужную им финансовую информацию. Между тем подавляющее большинство представителей финансовых организаций (81%) уверены, что их продукты и услуги полностью понятны для пользователей. Из исследования также следует, что консультации, которые, по мнению всех компаний, работающих на рынке, ясны и доступны для граждан, на самом деле туманны для более 65% их клиентов.
Безусловно, в сложившейся ситуации нужно всерьез заняться финансовым образованием россиян. Как свидетельствуют данные опроса, большинство представителей финансовых организаций (78%) считают, что повышением уровня финансовой грамотности населения должно заниматься государство в лице образовательных учреждений, а участники финансового рынка должны принять совместную стратегию повышения финансовой грамотности пользователей продуктов и услуг – документ позволит увеличить прибыль компаний и приток клиентов, в то время как число конфликтных ситуаций с потребителями сократится. При этом, по мнению 55% респондентов из профессионального сообщества, финансовым просвещением должны заниматься средства массовой информации.
Сами же россияне в большинстве своем считают, что основная ответственность за их осведомленность или неосведомленность в финансовых вопросах лежит на них (70%), 38% – перекладывают ее на государственные образовательные учреждения, 33% – на журналистов и только 30% – на финансовые компании.
При этом наиболее приоритетными темами для изучения с целью повышения финансовой грамотности, как показало исследование, россияне считают распознавание мошенничества на финансовом рынке (39%), изучение прав потребителей и оценку рисков на рынке финансовых услуг (29%).
Авторы опроса отмечают, что финансовые организации активно освещают указанные сферы. По данным экспертов, о проводимых тренингах на тему признаков мошенничества рассказали 51% менеджеров, на тему прав потребителей – 53%, на тему оценки рисков – 34%.
Хотите быть в курсе финансовых новостей, узнать больше о планировании личного бюджета или инвестировании? Заходите на сайт Fingramota.org !