Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования, по данным сайта Рособрнадзора, пройдет 13 и 16 апреля 2018 года во всех субъектах РФ. Результаты мониторинга не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году, однако в дальнейшем собеседование станет обязательным и может иметь значение для приема в профильные классы средней школы.
В сентябре-ноябре пилотные апробации уже прошли в 61 субъекте, в остальных регионах они состоятся с 14 по 16 февраля 2018 года.
Об особенностях проведения экзамена рассказывает заместитель директора Центра филологического образования корпорации «Российский учебник» Елена Шмакова:
– Необходимость во введении устного собеседования появилась после принятия Концепции преподавания русского языка и литературы и связана с формированием коммуникативных навыков. Основной акцент делается на оценке спонтанной речи, поэтому на подготовку отводится минимум времени.
В настоящее время корпорация «Российский учебник» разрабатывает пособия для подготовки к устному собеседованию, которые планируется выпустить в сентябре.
Типы заданий:
- выразительное чтение текста вслух;
- пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
- монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
- диалог с экзаменатором-собеседником.
Система оценивания:
Общий итог: зачет/незачет
Максимум для каждого задания: от 2 до 4 баллов в зависимости от типа задания
Суммарный максимум: 19 баллов
Минимум, необходимый для получения зачета: 10 баллов
Рекомендуем:
Устное собеседование в 9 классе: практика подготовки;
Готовимся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе: советы учителям, ученикам и родителям;
Дополнительные баллы ставятся за соблюдение правил и норм литературного языка и за речевое оформление высказываний при выполнении 3 и 4 заданий (в монологе и диалоге).
Учитель выставляет оценки в специальный бланк непосредственно в процессе ответа в соответствии с установленными критериями.
В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Время собеседования:
На подготовку к каждому из четырех заданий отводятся 1–2 минуты.
Все собеседование длится не более 15 минут.
Место проведения:
Девятиклассники будут проходить собеседования в своих школах.
Задание 1
Чтение вслух в основном текстов научно-публицистического характера.
Время на подготовку: 2 минуты.
Оценка: от 1 до 2 баллов.
Внимание: Учитываются темп чтения, интонации, паузы в нужных местах, смысловые акценты.
Все тексты, используемые на собеседовании, посвящены выдающимся личностям: Циолковскому, Пирогову, Гагарину и др. Стоит отметить, что это не только люди, имена которых уже давно вошли в историю, но и наши современники, например, доктор Лиза.
Как показало тестирование, понимание текста, участие в беседе и выстраивание монолога могут вызвать проблемы, поскольку нынешние подростки не очень интересуются новостями. Следовательно, учитель должен больше внимания уделять работе с текстами современной тематики.
Задание 2
Пересказ прочитанного текста, который необходимо дополнить своими комментариями, размышлениями.
Время на подготовку: 1 минута.
Оценивается от 1 до 4 баллов.
Внимание: Необходимо выделить главную тему текста и подтемы. При пересказе за уход в сторону от темы баллы снижаются
Комментарии к заданиям 3 и 4 читайте здесь https://drofa-ventana.ru/material/sobesedovanie-po-russkomu-yazyku-2018-varianty/